Управление спросом на оптовом рынке: особенности и сложности

Рост розничного рынка электроэнергии обеспечат малые потребители. Но пока их доля в России не сможет достичь показателей, привычных для Европы и США.

Розничный рынок электроэнергии будет расти в основном за счет малых потребителей. Такой прогноз дали участники круглого стола «Повышение прозрачности функционирования оптового рынка и тарифообразования» в рамках XI Российского международного энергетического форума.

В основном участники круглого стола обсуждали особенности управления спросом на электроэнергию, а также необходимость сделать энергетический рынок более прозрачным. По словам председателя правления Ассоциации гарантирующих поставщиков энергосбытовых компаний Натальи Невмержицкой, сейчас предел конкуренции на рынке электроэнергии практически исчерпан. «Конкуренция невысока, и речь уже идет об управлении спросом и борьбе за новых потребителей», — сказала она.

Управление спросом на электроэнергию означает, что конечные потребители добровольно меняют свой обычный график нагрузки в ответ на изменяющиеся цены на энергетическом рынке. Фактически крупные компании снижают потребление электричества в пиковые периоды потребления энергии без ущерба для производства, что приводит к снижению цен, позволяет сглаживать пики нагрузки и позволяет не привлекать к работе неэффективные электростанции.

Управление спросом в ближайшее время будет закреплено законодательно: в конце прошлого года Госдума приняла в первом чтении соответствующий законопроект. Как поясняли тогда депутаты, внедрение механизма управления спросом в электроэнергетике обычно начинается с потребителей оптового рынка, хотя значительный потенциал сосредоточен у средних и малых потребителей розничного рынка и в бытовом секторе.

Однако у розничного потребителя ресурс слишком мал, чтобы заметно влиять на рынок. Поэтому возникает потребность в создании специализированных организаций, способных агрегировать спрос отдельных потребителей — так называемых агрегаторов. Их деятельность даст потребителям розничного рынка реальный механизм экономии и влияния на формирование рыночной цены на электроэнергию, а также позволит снизить негативное влияние пиковой генерации на окружающую среду.

На практике это выглядит так: потребитель с помощью агрегатора выбирает длительность периода снижения потребления и обязуется обеспечить это снижение при необходимости каждый рабочий день. В результате потребитель получает деньги за снижение потребления электричества в пиковые часы и льготы при оплате потребленной энергии.

По словам генерального директора ООО «Русэнегросбыт» Михаила Андронова, любой потребитель может при желании участвовать в снятии пикового потребления, и такая практика оказалась эффективной, в частности, в США, Европе и Азии. Она может сработать и у нас, считает Михаил Андронов. По его словам, в рамках управления потреблением операторам энергетических рынков удается регулировать потребление в пределах 12%. «Это хороший показатель, но пока недостижимый и нецелесообразный в России», — уверен Михаил Андронов.

На круглом столе обсуждались и другие проблемы энергетического рынка России. Так, по словам Натальи Невмержицкой, сейчас на нем фактически нет организованной торговли; рынку требуется введение новых механизмов, которые добавят ему прозрачности.

Все новости

Управление спросом на оптовом рынке: особенности и сложности

Рост розничного рынка электроэнергии обеспечат малые потребители. Но пока их доля в России не сможет достичь показателей, привычных для Европы и США.

Розничный рынок электроэнергии будет расти в основном за счет малых потребителей. Такой прогноз дали участники круглого стола «Повышение прозрачности функционирования оптового рынка и тарифообразования» в рамках XI Российского международного энергетического форума.

В основном участники круглого стола обсуждали особенности управления спросом на электроэнергию, а также необходимость сделать энергетический рынок более прозрачным. По словам председателя правления Ассоциации гарантирующих поставщиков энергосбытовых компаний Натальи Невмержицкой, сейчас предел конкуренции на рынке электроэнергии практически исчерпан. «Конкуренция невысока, и речь уже идет об управлении спросом и борьбе за новых потребителей», — сказала она.

Управление спросом на электроэнергию означает, что конечные потребители добровольно меняют свой обычный график нагрузки в ответ на изменяющиеся цены на энергетическом рынке. Фактически крупные компании снижают потребление электричества в пиковые периоды потребления энергии без ущерба для производства, что приводит к снижению цен, позволяет сглаживать пики нагрузки и позволяет не привлекать к работе неэффективные электростанции.

Управление спросом в ближайшее время будет закреплено законодательно: в конце прошлого года Госдума приняла в первом чтении соответствующий законопроект. Как поясняли тогда депутаты, внедрение механизма управления спросом в электроэнергетике обычно начинается с потребителей оптового рынка, хотя значительный потенциал сосредоточен у средних и малых потребителей розничного рынка и в бытовом секторе.

Однако у розничного потребителя ресурс слишком мал, чтобы заметно влиять на рынок. Поэтому возникает потребность в создании специализированных организаций, способных агрегировать спрос отдельных потребителей — так называемых агрегаторов. Их деятельность даст потребителям розничного рынка реальный механизм экономии и влияния на формирование рыночной цены на электроэнергию, а также позволит снизить негативное влияние пиковой генерации на окружающую среду.

На практике это выглядит так: потребитель с помощью агрегатора выбирает длительность периода снижения потребления и обязуется обеспечить это снижение при необходимости каждый рабочий день. В результате потребитель получает деньги за снижение потребления электричества в пиковые часы и льготы при оплате потребленной энергии.

По словам генерального директора ООО «Русэнегросбыт» Михаила Андронова, любой потребитель может при желании участвовать в снятии пикового потребления, и такая практика оказалась эффективной, в частности, в США, Европе и Азии. Она может сработать и у нас, считает Михаил Андронов. По его словам, в рамках управления потреблением операторам энергетических рынков удается регулировать потребление в пределах 12%. «Это хороший показатель, но пока недостижимый и нецелесообразный в России», — уверен Михаил Андронов.

На круглом столе обсуждались и другие проблемы энергетического рынка России. Так, по словам Натальи Невмержицкой, сейчас на нем фактически нет организованной торговли; рынку требуется введение новых механизмов, которые добавят ему прозрачности.

Все новости