Как инноустроить Россию

Какие меры необходимы, чтобы Россия смогла занять лидирующие позиции в области передовых производственных технологий, обсуждали на круглом столе «Кооперация науки и реального бизнеса в регионах России как основа для научно-технологического развития страны» в рамках форума «Российский промышленник» и Петербургского международного инновационного форума.

Ожидание технологического прорыва в России затянулось. Модератор встречи Марина Богомякова, генеральный директор журнала «Эксперт Северо-Запад», предложила экспертам порассуждать, в чем причины отставания от ведущих рынков.

«За последние 10 лет государство много вкладывалось в инновационную деятельность. Осваивались оборудование и технологические процессы. Сейчас торможение связано с тем, что наступает момент, когда необходимо разработки «прикрутить» к бизнесу. Во всем мире работают по схеме предоставления целевых разработок, у нас же нет рыночных механизмов, чтобы бизнес являлся заказчиком разработок», – говорит Сергей Александров, директор по стратегическим проектам холдинга GS Group.

Есть проблемы с понятийным аппаратом в сфере цифровых технологий, считает Арсений Майоров, председатель экспертной группы Ленинградской областной ТПП по цифровой экономике, директор научно-образовательного центра урбанистики и киберантропологии ЛГУ им. А.С. Пушкина: «Правила игры не сформированы и не закреплены. Одна из задач – необходимо максимально подробно и исчерпывающе формулировать нормативно-правовые документы. Сейчас создается программа по цифровой экономике, формируется большой пакет данных».

Кроме того, необходимо выстраивать гибкие образовательные траектории, убежден Валерий Лавенцов, доцент института производственных технологий Санкт-петербургского политехнического университета Петра Великого: «Если мы планируем и регламентируем образовательный процесс на 6 лет, то проигрываем. Оптимальная схема для развития и вуза в целом, и конкретного студента – «2+2=2». За два года мы понимаем, какая повестка будет актуальна в ближайшей перспективе. С третьего курса студент начинает выполнять проекты, у нас, например, выпускные работы пишутся о конкретных проектах либо государства, либо бизнеса. С некоторыми компаниями мы сотрудничаем уже 20-30 лет: создаем разработки для заводов КАМАЗ, УАЗ. В основном, это крупный бизнес – авиастроение, машиностроение. Малый бизнес пока не очень задействован: простые проблемы они решают сами, а на крупные нет средств на исследования».

Примеры успешного взаимодействия малого бизнеса и вузов привела Полина Лукьянова, директор Бизнес-инкубатора «Ингрия». «У нас выстроено взаимодействие малого бизнеса и университетов. Мы работаем с малым высокотехнологичным бизнесом, наши резиденты обращаются в вузы, много совместных проектов, даже патентов. Мы видим, что господдержка в отрасли велика, вложено много и в правильном направлении. Надо открыть границы для бизнеса и создать условия для открытой коммуникации. Проблема: у нас что-то есть, но мы об этом не знаем», – говорит Полина Лукьянова.

Как у крупных игроков, так и у небольших компаний есть шансы выхода на мировой уровень. «Востребованность на западных рынках – это вопрос амбиций, – думает Максим Гашков, руководитель направления исследований центра инноваций МТС. – Сегодня мы наблюдаем еще один интересный тренд – телекоммуникационные гиганты превращаются в IT-компании. В МТС создано подразделение, которое занимается разработками в области искусственного интеллекта, облачных сервисов. Мы выработали устойчивую модель источников инноваций – внутренние инновации и внешние источники – вузы, стартапы и RnD проекты. Например, в технопарке мы создаем совместные проекты с компанией Ericsson. Эти три источника не отдельные потоки, мы стараемся их пересекать. Важно, чтобы у каждого источника была своя роль».

Прорыв затянулся, считает Сергей Хмелевский, генеральный директор АО «ИТМО Хайпарк»: «Государство недостаточно вкладывает в развитие. Власть должна создавать условия, это помогает прорастать инициативе. Мы считаем, что прежде, чем выходить на мировые рынки, надо активизировать процессы внутри страны. Наш проект – ИТМО Хайпарк – как раз и призван дать новый импульс развитию научно-технической мысли и обеспечить инновационной площадкой нового поколения, от идеи до воплощения. Посыл ИТМО Хайпарк – диверсификация цифровой экономики, создание инновационной структуры Это инициатива по созданию университета мирового уровня».

Все новости

Как инноустроить Россию

Какие меры необходимы, чтобы Россия смогла занять лидирующие позиции в области передовых производственных технологий, обсуждали на круглом столе «Кооперация науки и реального бизнеса в регионах России как основа для научно-технологического развития страны» в рамках форума «Российский промышленник» и Петербургского международного инновационного форума.

Ожидание технологического прорыва в России затянулось. Модератор встречи Марина Богомякова, генеральный директор журнала «Эксперт Северо-Запад», предложила экспертам порассуждать, в чем причины отставания от ведущих рынков.

«За последние 10 лет государство много вкладывалось в инновационную деятельность. Осваивались оборудование и технологические процессы. Сейчас торможение связано с тем, что наступает момент, когда необходимо разработки «прикрутить» к бизнесу. Во всем мире работают по схеме предоставления целевых разработок, у нас же нет рыночных механизмов, чтобы бизнес являлся заказчиком разработок», – говорит Сергей Александров, директор по стратегическим проектам холдинга GS Group.

Есть проблемы с понятийным аппаратом в сфере цифровых технологий, считает Арсений Майоров, председатель экспертной группы Ленинградской областной ТПП по цифровой экономике, директор научно-образовательного центра урбанистики и киберантропологии ЛГУ им. А.С. Пушкина: «Правила игры не сформированы и не закреплены. Одна из задач – необходимо максимально подробно и исчерпывающе формулировать нормативно-правовые документы. Сейчас создается программа по цифровой экономике, формируется большой пакет данных».

Кроме того, необходимо выстраивать гибкие образовательные траектории, убежден Валерий Лавенцов, доцент института производственных технологий Санкт-петербургского политехнического университета Петра Великого: «Если мы планируем и регламентируем образовательный процесс на 6 лет, то проигрываем. Оптимальная схема для развития и вуза в целом, и конкретного студента – «2+2=2». За два года мы понимаем, какая повестка будет актуальна в ближайшей перспективе. С третьего курса студент начинает выполнять проекты, у нас, например, выпускные работы пишутся о конкретных проектах либо государства, либо бизнеса. С некоторыми компаниями мы сотрудничаем уже 20-30 лет: создаем разработки для заводов КАМАЗ, УАЗ. В основном, это крупный бизнес – авиастроение, машиностроение. Малый бизнес пока не очень задействован: простые проблемы они решают сами, а на крупные нет средств на исследования».

Примеры успешного взаимодействия малого бизнеса и вузов привела Полина Лукьянова, директор Бизнес-инкубатора «Ингрия». «У нас выстроено взаимодействие малого бизнеса и университетов. Мы работаем с малым высокотехнологичным бизнесом, наши резиденты обращаются в вузы, много совместных проектов, даже патентов. Мы видим, что господдержка в отрасли велика, вложено много и в правильном направлении. Надо открыть границы для бизнеса и создать условия для открытой коммуникации. Проблема: у нас что-то есть, но мы об этом не знаем», – говорит Полина Лукьянова.

Как у крупных игроков, так и у небольших компаний есть шансы выхода на мировой уровень. «Востребованность на западных рынках – это вопрос амбиций, – думает Максим Гашков, руководитель направления исследований центра инноваций МТС. – Сегодня мы наблюдаем еще один интересный тренд – телекоммуникационные гиганты превращаются в IT-компании. В МТС создано подразделение, которое занимается разработками в области искусственного интеллекта, облачных сервисов. Мы выработали устойчивую модель источников инноваций – внутренние инновации и внешние источники – вузы, стартапы и RnD проекты. Например, в технопарке мы создаем совместные проекты с компанией Ericsson. Эти три источника не отдельные потоки, мы стараемся их пересекать. Важно, чтобы у каждого источника была своя роль».

Прорыв затянулся, считает Сергей Хмелевский, генеральный директор АО «ИТМО Хайпарк»: «Государство недостаточно вкладывает в развитие. Власть должна создавать условия, это помогает прорастать инициативе. Мы считаем, что прежде, чем выходить на мировые рынки, надо активизировать процессы внутри страны. Наш проект – ИТМО Хайпарк – как раз и призван дать новый импульс развитию научно-технической мысли и обеспечить инновационной площадкой нового поколения, от идеи до воплощения. Посыл ИТМО Хайпарк – диверсификация цифровой экономики, создание инновационной структуры Это инициатива по созданию университета мирового уровня».

Все новости