Энергетика не должна работать только «на себя»

1 декабря в рамках Российского международного энергетического форума состоялся круглый стол «Тарифное регулирование в отраслях ТЭК». Cпециалисты обсудили актуальные вопросы систем регулирования цен и тарифов в условиях пандемии COVID-19, перекрестное субсидирование, а также требуемые меры поддержки для отраслей ТЭК.

Модератор встречи, Николай Посыпанко, руководитель направления регулирования энергорынков VYGON Consulting, открыл мероприятие, представив доклад на тему «Перекрестное субсидирование: прогнозы и последствия». Перекрестное субсидирование – это метод социального, экономического и политического регулирования цен на электричество и отопление, который подразумевает, что часть оплаты за потребленную электроэнергию с населения и объектов социальной сферы перекладывается на промышленность и предприятия.

Эксперт провел анализ доли сетевого тарифа в конечной цене в 2017–2020 гг., привел структуру и факторы роста цен на электрическую энергию в европейской части России и рассказал, как поддержка инвестиций в генерацию на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также рост сбытовых надбавок создают угрозу выручке электросетевого комплекса.

«Ликвидация перекрестного субсидирования к 2030 году требует индексации тарифов населения в 2 раза быстрее инфляции, т.е. повышение должно быть около 10%, а не принятые 5% инфляции + 1%. При этом, безусловно, необходимо учитывать региональные особенности и нормативные ограничения, – поделился расчетами Николай Посыпанко. – Кроме того, в региональном разрезе модернизация ТЭС также окажет сильное влияние на формирование регулируемых цен. Так, только на основании уже завершенных отборов (17,2 ГВт) в 2022–2023 гг., в отдельных регионах программа модернизации КОММОД потребует включить в индикативные цены на мощность порядка 0,8–2,4 млрд рублей».

Василий Киселев, директор Ассоциации «Сообщество потребителей энергии», акцентировал внимание на основной проблеме в сфере энергетики – «электроэнергетика в России работает сама на себя, а не на экономику, а тарифное регулирование лишь обслуживает этот процесс». По словам спикера, в странах-участницах G20 доля расходов на электроснабжение в ВВП страны устойчиво снижается, и только в России этот показатель постоянно растет. Например, в США – доля расходов равна 2,2% и снижается, в Китае – этот показатель стабилен, а в Российской Федерации составляет 4,5% и растет.

«Как решить эти проблемы? Для Минэнерго необходимо ввести новый показатель KPI – снижение расходов на электроснабжение в ВВП страны, – уверен эксперт. – А переход на оценку общей эффективности работы отрасли и тарифного регулирования позволят нам преодолеть все негативные тенденции, которые с каждым годом лишь нарастают. Энергетика, в конечном счете, должна работать на экономику – способствовать устойчивому развитию страны».

Продолжил обсуждение способов реформирования системы тарифов для населения Сергей Роженко, заместитель директора практики по работе с компаниями сектора энергетики и коммунального хозяйства КПМГ в России и СНГ. Эксперт представил результаты исследования, в котором были проанализированы энергетические чеки ЖКУ (отопление и электроэнергия) жителей различных регионов России. Анализ показал, что «супер-льготы» получают более обеспеченные жители высотных МКД и ИЖС городских агломераций, в то время как жители домов старых серий с низкой энергоэффективностью оплачивают полный тариф. Разница в тарифах при этом достигает 50%.

Спикер призвал при выявлении чувствительности потребителей к размеру тарифов привлекать опыт зарубежных коллег, которые разработали подход, в котором учитываются доходы граждан после оплаты счетов на би-топливную корзину ЖКУ. По этой классификации 24% жителей России находятся за чертой энергетической бедности и нуждаются в социальной поддержке государства.

В качестве путей решения Сергей Роженко предложил пересмотреть политику перекрестного субсидирования, оценив доступность би-топливной корзины, а социальную поддержку финансировать за счет «солидарной надбавки», оплачиваемой бизнесом и населением, не претендующих на льготы в регионе.

«Переход от тарифных к физическим уровням позволит на 30%, а в некоторых регионах и на 100%, решить проблему перекрестного субсидирования, – дополнил сообщение предыдущих спикеров Даниэль Дмитриев, советник председателя правления Ассоциации «Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций».

Также эксперт обратил внимание на другие проблемы, требующие тщательной проработки и реформирования. Ежегодно порядка 19 млрд КВт/ч электрической энергии идет на экспорт, но при этом сетевая составляющая не оплачивается, а отечественные потребители в аналогичной ситуации покрывают затраты на содержание электросетей. Функции гарантирующих поставщиков и электросетевых компаний дублируются. Розничная генерация в большинстве регионов отсутствует. В отношении льгот на тарифы для населения спикер поддержал мнение, что «не рынок должен финансировать субсидии, а соответствующие социальные органы поддержки».

Подвела итог сессии спикер Ирина Бугославская, советник председателя Комитета по тарифам Санкт-Петербурга. Спикер посвятила свое выступление теме синхронизации тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ленинградской области и Санкт-Петербурге. Эксперимент по ликвидации финансового дефицита ПАО «Ленэнерго» по поручению президента Российской Федерации привел к тому, что в период с 2015 до 2020 года на промышленность Санкт-Петербурга и Ленинградской отрасли легла дополнительная тарифная нагрузка в размере 18,5 млрд рублей и 13 млрд рублей соответственно.

«Теперь же дополнительная нагрузка городских потребителей также может возрасти до суммы в несколько миллиардов. В зависимости от уровня напряжения тариф может увеличиться от 13% до 35%, – сообщила советник председателя. – Комитет, как регулятор, выступает против такого повышения и направил соответствующее обращение в Правительство РФ. Такого рода проблемы должны решаться комплексно всеми участниками процесса с учетом многочисленных факторов. При этом необходимо учитывать интересы всех субъектов, а не только одного».

Резюмировав выступления спикеров, Ирина Бугославская отметила, что в ходе обсуждения прозвучала и здоровая критика, и справедливые предложения, которые можно было бы рассмотреть и реализовать. Методическое регулирование на федеральном уровне и законодательство, несомненно, требуют взвешенного совершенствования. Регулирование в целом должно быть простым и понятным не только специалистам, но и обывателям, а тарифы – справедливыми и экономически оправданными. Необходимо дать свободу рыночной конкуренции, при этом используя регулирование как инструмент поддержки социально незащищенных групп населения.

Запись трансляции мероприятия доступна по ссылке.

Все новости

Энергетика не должна работать только «на себя»

1 декабря в рамках Российского международного энергетического форума состоялся круглый стол «Тарифное регулирование в отраслях ТЭК». Cпециалисты обсудили актуальные вопросы систем регулирования цен и тарифов в условиях пандемии COVID-19, перекрестное субсидирование, а также требуемые меры поддержки для отраслей ТЭК.

Модератор встречи, Николай Посыпанко, руководитель направления регулирования энергорынков VYGON Consulting, открыл мероприятие, представив доклад на тему «Перекрестное субсидирование: прогнозы и последствия». Перекрестное субсидирование – это метод социального, экономического и политического регулирования цен на электричество и отопление, который подразумевает, что часть оплаты за потребленную электроэнергию с населения и объектов социальной сферы перекладывается на промышленность и предприятия.

Эксперт провел анализ доли сетевого тарифа в конечной цене в 2017–2020 гг., привел структуру и факторы роста цен на электрическую энергию в европейской части России и рассказал, как поддержка инвестиций в генерацию на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также рост сбытовых надбавок создают угрозу выручке электросетевого комплекса.

«Ликвидация перекрестного субсидирования к 2030 году требует индексации тарифов населения в 2 раза быстрее инфляции, т.е. повышение должно быть около 10%, а не принятые 5% инфляции + 1%. При этом, безусловно, необходимо учитывать региональные особенности и нормативные ограничения, – поделился расчетами Николай Посыпанко. – Кроме того, в региональном разрезе модернизация ТЭС также окажет сильное влияние на формирование регулируемых цен. Так, только на основании уже завершенных отборов (17,2 ГВт) в 2022–2023 гг., в отдельных регионах программа модернизации КОММОД потребует включить в индикативные цены на мощность порядка 0,8–2,4 млрд рублей».

Василий Киселев, директор Ассоциации «Сообщество потребителей энергии», акцентировал внимание на основной проблеме в сфере энергетики – «электроэнергетика в России работает сама на себя, а не на экономику, а тарифное регулирование лишь обслуживает этот процесс». По словам спикера, в странах-участницах G20 доля расходов на электроснабжение в ВВП страны устойчиво снижается, и только в России этот показатель постоянно растет. Например, в США – доля расходов равна 2,2% и снижается, в Китае – этот показатель стабилен, а в Российской Федерации составляет 4,5% и растет.

«Как решить эти проблемы? Для Минэнерго необходимо ввести новый показатель KPI – снижение расходов на электроснабжение в ВВП страны, – уверен эксперт. – А переход на оценку общей эффективности работы отрасли и тарифного регулирования позволят нам преодолеть все негативные тенденции, которые с каждым годом лишь нарастают. Энергетика, в конечном счете, должна работать на экономику – способствовать устойчивому развитию страны».

Продолжил обсуждение способов реформирования системы тарифов для населения Сергей Роженко, заместитель директора практики по работе с компаниями сектора энергетики и коммунального хозяйства КПМГ в России и СНГ. Эксперт представил результаты исследования, в котором были проанализированы энергетические чеки ЖКУ (отопление и электроэнергия) жителей различных регионов России. Анализ показал, что «супер-льготы» получают более обеспеченные жители высотных МКД и ИЖС городских агломераций, в то время как жители домов старых серий с низкой энергоэффективностью оплачивают полный тариф. Разница в тарифах при этом достигает 50%.

Спикер призвал при выявлении чувствительности потребителей к размеру тарифов привлекать опыт зарубежных коллег, которые разработали подход, в котором учитываются доходы граждан после оплаты счетов на би-топливную корзину ЖКУ. По этой классификации 24% жителей России находятся за чертой энергетической бедности и нуждаются в социальной поддержке государства.

В качестве путей решения Сергей Роженко предложил пересмотреть политику перекрестного субсидирования, оценив доступность би-топливной корзины, а социальную поддержку финансировать за счет «солидарной надбавки», оплачиваемой бизнесом и населением, не претендующих на льготы в регионе.

«Переход от тарифных к физическим уровням позволит на 30%, а в некоторых регионах и на 100%, решить проблему перекрестного субсидирования, – дополнил сообщение предыдущих спикеров Даниэль Дмитриев, советник председателя правления Ассоциации «Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций».

Также эксперт обратил внимание на другие проблемы, требующие тщательной проработки и реформирования. Ежегодно порядка 19 млрд КВт/ч электрической энергии идет на экспорт, но при этом сетевая составляющая не оплачивается, а отечественные потребители в аналогичной ситуации покрывают затраты на содержание электросетей. Функции гарантирующих поставщиков и электросетевых компаний дублируются. Розничная генерация в большинстве регионов отсутствует. В отношении льгот на тарифы для населения спикер поддержал мнение, что «не рынок должен финансировать субсидии, а соответствующие социальные органы поддержки».

Подвела итог сессии спикер Ирина Бугославская, советник председателя Комитета по тарифам Санкт-Петербурга. Спикер посвятила свое выступление теме синхронизации тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Ленинградской области и Санкт-Петербурге. Эксперимент по ликвидации финансового дефицита ПАО «Ленэнерго» по поручению президента Российской Федерации привел к тому, что в период с 2015 до 2020 года на промышленность Санкт-Петербурга и Ленинградской отрасли легла дополнительная тарифная нагрузка в размере 18,5 млрд рублей и 13 млрд рублей соответственно.

«Теперь же дополнительная нагрузка городских потребителей также может возрасти до суммы в несколько миллиардов. В зависимости от уровня напряжения тариф может увеличиться от 13% до 35%, – сообщила советник председателя. – Комитет, как регулятор, выступает против такого повышения и направил соответствующее обращение в Правительство РФ. Такого рода проблемы должны решаться комплексно всеми участниками процесса с учетом многочисленных факторов. При этом необходимо учитывать интересы всех субъектов, а не только одного».

Резюмировав выступления спикеров, Ирина Бугославская отметила, что в ходе обсуждения прозвучала и здоровая критика, и справедливые предложения, которые можно было бы рассмотреть и реализовать. Методическое регулирование на федеральном уровне и законодательство, несомненно, требуют взвешенного совершенствования. Регулирование в целом должно быть простым и понятным не только специалистам, но и обывателям, а тарифы – справедливыми и экономически оправданными. Необходимо дать свободу рыночной конкуренции, при этом используя регулирование как инструмент поддержки социально незащищенных групп населения.

Запись трансляции мероприятия доступна по ссылке.

Все новости