Доктор конь: как иппотерапия помогает детям

Уникальность иппотерапии – в гармоничном сочетании телесно-ориентированных и когнитивных приемов воздействия на психику пациента.

Уникальность иппотерапии — в гармоничном сочетании телесно-ориентированных и когнитивных приемов воздействия на психику пациента. На здоровых людей общение с лошадью оказывает позитивное влияние, а для больных деток это зачастую спасение. Но важно, чтобы иппотерапевт был профессионалом — тогда и результат появится. Об этом нам рассказала Юлия Слепченко, вице-президент Национальной федерации иппотерапии и адаптивного конного спорта, которая на «Иппосфере» проводила мастер-класс по интерактивной вольтжировке и вела семинар по иппотерапаии в рамках деловой программы.

— Юлия, чем занимается Федерация?

— Мы обучаем специалистов по всей России по разным направлениям: интерактивной вольтжировке, иппотерапии, развивающей верховой езде. Я специализируюсь на двух последних направлениях, работаю в основном с «тяжелыми», лежачими детьми.

— Как к вам попадают дети?

— Через сарафанное радио. Родители
детей-инвалидов ходят по одному кругу, и на каком-то этапе узнают об иппотерапии, приходят к нам. Иногда на иппотерапию направляет соцзащита.

— Можно ли прогнозировать эффект?

— Мы с точностью до 80% можем спрогнозировать, какой ребенок не встанет вообще. Иппотерапия — один из методов в комплексе реабилитационных мер, мы не работаем одни. Например, при ДЦП применяется микс из 
лечебно-физической культуры, плавания, иппотерапии, массажа, остеопатии. Однако часто мы становимся единственным методом лечения и реабилитации, потому что, например, детям с эпилепсией запрещено плавание, ЛФК и т. д. Бывали случаи работы с «тяжелыми» аутистами, которые отказывались от других мероприятий, кроме иппотерапии. В этих случаях уже можем замерять эффект конкретно от иппотерапии.

— Как вы пришли в иппотерапию?

— Это соединение специальности с хобби. По первому образованию я коррекционный педагог — логопед, олигофренопедагог. Работала с «ментальниками» и с «ментальниками» с тяжелыми
опорно-двигательными нарушениями, параллельно вела «речевых» детей, детей с интеллектуальной задержкой развития и двигательными нарушениями. А лошади — это хобби. Иппотерапией занимаюсь с 2001 года, коня купила в 1998 году — тогда стали появляться идеи совместить.
Будучи дефектологом, я поняла, что мне не хватает знаний по физической реабилитации, потому что изначально нужно работать с телом. Не проработаешь тело — не проработаешь ничего! Дальше я углубилась в физическую реабилитацию, на что и направлена иппотерапия. Второе мое направление — развивающая верховая езда — больше работает на когнитивную сферу, на эмоции, на интеллект.

— Какую мотивацию должен иметь иппотерапевт?

— Главное не мотивация, а знания. Иппотерапевт должен получить базовое образовании — педагог, психолог, медик, физический реабилитолог (адаптивный физкультурник)… Кстати, медиков среди нас почти нет, они обычно по другую сторону баррикад. И, к сожалению, часто совершенно не понимают, как работает иппотерапия, не доверяют специалистам и не отправляют на такую реабилитацию. Мы работаем с врачами, для этого и существуют ассоциации: рассказать о таком методе абилитации и реабилитации и направить к действительно специалистам, а не шарлатанам.

— Бывают «черные» иппотерапевты?

— Просто люди, которые решили, что если посадить
ребенка-инвалида на любую лошадь — то получится иппотерапия. Неспециалисты могут очень сильно навредить человеку, и у нас, к сожалению, есть клубы, которые решили подзаработать на иппотерапии. Лицензию ведь никто не спрашивает! Естественно, эти «реабилитологи» не понимают, что с ребенком происходит на лошади, они не разбираются ни в диагнозе, ни в последствиях своей работы! Так что призываю родителей искать специалистов с рекомендациями. Сейчас проблема понемногу решается, потому что на иппотерапии много не заработаешь, обычным прокатом получается заниматься выгоднее — и рынок постепенно очищается.

— Назовите самое важное правило иппотерапии.

— Работая в иппотерапии, вы должны быть ориентированы на человека. У нас много специалистов, которые в работе начинают ориентироваться на лошадь. Лошадь должна быть членом команды, но приоритет — у ребенка. Лошадь — помощник, друг и, как бы цинично это ни звучало, инструмент: мы работаем на тех биомеханических импульсах, которые вырабатывает лошадь, подбираем животное исходя из его параметров. В развивающей верховой езде лошадь — это дидактический материал, она становится пособием, эмоциональным мотиватором к развитию когнитивной сферы ребенка. А в оздоровительной верховой езде лошадь — партнер, человек начинает контактировать с ней, вступает в тесную коммуникацию. Так что в каждом виде лошадь имеет разные функции.

— То есть для центра иппотерапии принципиально наличие нескольких лошадей?

— Минимум пять, каждая под свою задачу. Мало того, нужны лошади разных размеров для разных детей, не бывает универсального животного. Так, например, всадникам с ДЦП, имеющим сильную спастику ног, будет проще сидеть на лошади с узкой спиной. Взрослому человеку, имеющему большой вес, подойдет массивная сильная лошадь с хорошо развитой мускулатурой. Бывают нужны и достаточно высокие лошади для высоких всадников, и довольно низкие лошадки с интенсивным ходом для маленьких детей. Так что если вы видите только одного четвероногого «доктора» — бегите!

— Какие лошади годны для иппотерапии?

— Для классической иппотерапии подходят лошадь верховых пород с соответствующим темпераментом — спокойные, дружелюбные, доверчивые, терпеливые и уравновешенные, способные выносить бесконечные манипуляции с игрушками. Важно, чтобы при этом лошадь оставалась живой и энергичной, так как только такая лошадь может обладать подходящим терапевтическим шагом, а с вялыми и апатичными животными бывает трудно работать. Для занятий иппотерапией может подойти лошадь любой породы, если она обладает подходящим темпераментом, экстерьером и качеством аллюров. Но можно выделить несколько пород, которые чаще всего сочетают в себе эти параметры: лошади вятской, башкирской, русской тяжеловозной породы, эстонский клеппер, тяжеловозные помеси. Все они обладают добронравным темпераментом и подходящим экстерьером.

— Как
всё-таки работает иппотерапия?

— Задач иппотерапии — улучшить качество жизни пациента. Это не волшебная пилюля, но при правильно построенной работе мы можем добиться улучшения подвижности
костно-мышечно-связочного аппарата, улучшения работы органов дыхания и пищеварения, изменения в работе вестибулярного аппарата, увеличения метаболизма в спинном и головном мозге и другое. А это, конечно, позитивно влияет на состояние больного человека.

Все новости

Доктор конь: как иппотерапия помогает детям

Уникальность иппотерапии – в гармоничном сочетании телесно-ориентированных и когнитивных приемов воздействия на психику пациента.

Уникальность иппотерапии — в гармоничном сочетании телесно-ориентированных и когнитивных приемов воздействия на психику пациента. На здоровых людей общение с лошадью оказывает позитивное влияние, а для больных деток это зачастую спасение. Но важно, чтобы иппотерапевт был профессионалом — тогда и результат появится. Об этом нам рассказала Юлия Слепченко, вице-президент Национальной федерации иппотерапии и адаптивного конного спорта, которая на «Иппосфере» проводила мастер-класс по интерактивной вольтжировке и вела семинар по иппотерапаии в рамках деловой программы.

— Юлия, чем занимается Федерация?

— Мы обучаем специалистов по всей России по разным направлениям: интерактивной вольтжировке, иппотерапии, развивающей верховой езде. Я специализируюсь на двух последних направлениях, работаю в основном с «тяжелыми», лежачими детьми.

— Как к вам попадают дети?

— Через сарафанное радио. Родители
детей-инвалидов ходят по одному кругу, и на каком-то этапе узнают об иппотерапии, приходят к нам. Иногда на иппотерапию направляет соцзащита.

— Можно ли прогнозировать эффект?

— Мы с точностью до 80% можем спрогнозировать, какой ребенок не встанет вообще. Иппотерапия — один из методов в комплексе реабилитационных мер, мы не работаем одни. Например, при ДЦП применяется микс из 
лечебно-физической культуры, плавания, иппотерапии, массажа, остеопатии. Однако часто мы становимся единственным методом лечения и реабилитации, потому что, например, детям с эпилепсией запрещено плавание, ЛФК и т. д. Бывали случаи работы с «тяжелыми» аутистами, которые отказывались от других мероприятий, кроме иппотерапии. В этих случаях уже можем замерять эффект конкретно от иппотерапии.

— Как вы пришли в иппотерапию?

— Это соединение специальности с хобби. По первому образованию я коррекционный педагог — логопед, олигофренопедагог. Работала с «ментальниками» и с «ментальниками» с тяжелыми
опорно-двигательными нарушениями, параллельно вела «речевых» детей, детей с интеллектуальной задержкой развития и двигательными нарушениями. А лошади — это хобби. Иппотерапией занимаюсь с 2001 года, коня купила в 1998 году — тогда стали появляться идеи совместить.
Будучи дефектологом, я поняла, что мне не хватает знаний по физической реабилитации, потому что изначально нужно работать с телом. Не проработаешь тело — не проработаешь ничего! Дальше я углубилась в физическую реабилитацию, на что и направлена иппотерапия. Второе мое направление — развивающая верховая езда — больше работает на когнитивную сферу, на эмоции, на интеллект.

— Какую мотивацию должен иметь иппотерапевт?

— Главное не мотивация, а знания. Иппотерапевт должен получить базовое образовании — педагог, психолог, медик, физический реабилитолог (адаптивный физкультурник)… Кстати, медиков среди нас почти нет, они обычно по другую сторону баррикад. И, к сожалению, часто совершенно не понимают, как работает иппотерапия, не доверяют специалистам и не отправляют на такую реабилитацию. Мы работаем с врачами, для этого и существуют ассоциации: рассказать о таком методе абилитации и реабилитации и направить к действительно специалистам, а не шарлатанам.

— Бывают «черные» иппотерапевты?

— Просто люди, которые решили, что если посадить
ребенка-инвалида на любую лошадь — то получится иппотерапия. Неспециалисты могут очень сильно навредить человеку, и у нас, к сожалению, есть клубы, которые решили подзаработать на иппотерапии. Лицензию ведь никто не спрашивает! Естественно, эти «реабилитологи» не понимают, что с ребенком происходит на лошади, они не разбираются ни в диагнозе, ни в последствиях своей работы! Так что призываю родителей искать специалистов с рекомендациями. Сейчас проблема понемногу решается, потому что на иппотерапии много не заработаешь, обычным прокатом получается заниматься выгоднее — и рынок постепенно очищается.

— Назовите самое важное правило иппотерапии.

— Работая в иппотерапии, вы должны быть ориентированы на человека. У нас много специалистов, которые в работе начинают ориентироваться на лошадь. Лошадь должна быть членом команды, но приоритет — у ребенка. Лошадь — помощник, друг и, как бы цинично это ни звучало, инструмент: мы работаем на тех биомеханических импульсах, которые вырабатывает лошадь, подбираем животное исходя из его параметров. В развивающей верховой езде лошадь — это дидактический материал, она становится пособием, эмоциональным мотиватором к развитию когнитивной сферы ребенка. А в оздоровительной верховой езде лошадь — партнер, человек начинает контактировать с ней, вступает в тесную коммуникацию. Так что в каждом виде лошадь имеет разные функции.

— То есть для центра иппотерапии принципиально наличие нескольких лошадей?

— Минимум пять, каждая под свою задачу. Мало того, нужны лошади разных размеров для разных детей, не бывает универсального животного. Так, например, всадникам с ДЦП, имеющим сильную спастику ног, будет проще сидеть на лошади с узкой спиной. Взрослому человеку, имеющему большой вес, подойдет массивная сильная лошадь с хорошо развитой мускулатурой. Бывают нужны и достаточно высокие лошади для высоких всадников, и довольно низкие лошадки с интенсивным ходом для маленьких детей. Так что если вы видите только одного четвероногого «доктора» — бегите!

— Какие лошади годны для иппотерапии?

— Для классической иппотерапии подходят лошадь верховых пород с соответствующим темпераментом — спокойные, дружелюбные, доверчивые, терпеливые и уравновешенные, способные выносить бесконечные манипуляции с игрушками. Важно, чтобы при этом лошадь оставалась живой и энергичной, так как только такая лошадь может обладать подходящим терапевтическим шагом, а с вялыми и апатичными животными бывает трудно работать. Для занятий иппотерапией может подойти лошадь любой породы, если она обладает подходящим темпераментом, экстерьером и качеством аллюров. Но можно выделить несколько пород, которые чаще всего сочетают в себе эти параметры: лошади вятской, башкирской, русской тяжеловозной породы, эстонский клеппер, тяжеловозные помеси. Все они обладают добронравным темпераментом и подходящим экстерьером.

— Как
всё-таки работает иппотерапия?

— Задач иппотерапии — улучшить качество жизни пациента. Это не волшебная пилюля, но при правильно построенной работе мы можем добиться улучшения подвижности
костно-мышечно-связочного аппарата, улучшения работы органов дыхания и пищеварения, изменения в работе вестибулярного аппарата, увеличения метаболизма в спинном и головном мозге и другое. А это, конечно, позитивно влияет на состояние больного человека.

Все новости