ПМГФ-2024: развитию газомоторного транспорта мешает бюрократия
На конференции «Техническое регулирование, переоборудование и эксплуатация коммерческого транспорта на газообразных видах топлива: проблемы и решения» в рамках ПМГФ-2024 производители, поставщики и пользователи автомобильного газооборудования обсудили сложности, возникающие при развитии газомоторного транспорта.
Перевод коммерческого транспорта на газовое топливо пока идет недостаточно быстро, констатировали участники конференции. Серьезным препятствием здесь является избыточная сложность процедур регистрации.
По оценке председателя правления Союза предприятий газомоторной отрасли Павла Прохорова, ежегодно в России переводят на газ 300–400 тыс. автомобилей, но 90–95% из них – это легковые автомобили на пропане. Задача же состоит в том, чтобы увеличить количество других видов транспорта, потребляющего газовое топливо. Самый простой способ обеспечить рост – это увеличить выпуск автомобилей на газе, но если автобусы такие выпускаются, то производство грузовой техники или легковых машин на газе недостаточно.
Государство постоянно увеличивает меры поддержки, рассказал генеральный директор компании «Транспорт на альтернативном топливе» Александр Тавдидишвили, но переоборудование машин на газ отстает от темпов развития инфраструктуры, в итоге многие газозаправочные станции остаются нерентабельными: количество заправок растет, а средний объем продаж газа на них сокращается. Хотя стоимость километра пробега у автомобиля на природном газе самая низкая по сравнению с другими видами топлива, многие водители все еще опасаются газа как топлива.
Большой потенциал роста существует в переводе на газ магистральных тягачей, считает коммерческий директор «Балтийского лизинга» Дмитрий Карасев, и это дало бы существенную экономию для транспортных компаний, но именно в этом сегменте почти отсутствуют центры переоборудования, хотя запросы высоки. Кроме того, водителям газовых тягачей нужны заправки на трассах и специализированные сервисы в пределах досягаемости. Еще одна сложность – растущий рынок китайских грузовиков, отметил Карасев. Пока не до конца изучены возможности ставить российское газовое оборудование на различные марки китайских автомобилей.
Большая проблема заключается и в процедуре регистрации газового оборудования на автомобилях. «Почта России» в 2023–2024 годах проводила пилотный проект по переводу около 160 своих машин на газ, сообщил руководитель проектов отдела реализации проектов транспортной стратегии департамента транспортного обеспечения АО «Почта России» Игорь Юрченко, однако столкнулась с большим объемом бюрократии. Чтобы легализовать и зарегистрировать автомобиль, переоборудованный на газ, нужно, по его словам, выполнить 11 действий, причем на каждый автомобиль отдельно, и занимает это несколько недель. Технические же регламенты составлены так, что допускают разную трактовку, вследствие чего инспекторы ГИБДД могут на свое усмотрение принять документы или отказать. Перевод на газ нескольких тысяч автомобилей, по подсчетам Игоря Юрченко, может занять в таких условиях несколько лет.
«Почему нельзя сертифицировать комплект газового оборудования для установки на определенный модельный ряд?» – интересовался спикер.
В разных регионах требования властей к переоборудованию автомобилей могут быть разными, отмечали участники конференции. По их мнению, необходимо выработать единый порядок взаимодействия клиентов, властей и поставщиков оборудования, чтобы упростить процедуру. Кроме того, нужны мероприятия по популяризации газового топлива с тем, чтобы граждане лучше оценивали его преимущества.