Как в сферу ЖКХ завлечь частных инвесторов

Настоящее и будущее коммунальной инфраструктуры обсудили представители органов власти, профессиональных сообществ и отраслевых предприятий на круглом столе «Модернизация жилищно-коммунальной инфраструктуры в городах. Механизмы. Технологии. Возможности».

Развитие и модернизация коммунальной инфраструктуры для обеспечения качества услуг ЖКХ является сегодня одним из основных стратегических направлений РФ. Президент Владимир Путин в февральском послании Федеральному Собранию поставил задачу наращивания темпов модернизации этой инфраструктуры, сказав, что до 2030 года на эти цели будет направлено 4,5 трлн рублей, включая частные инвестиции.

Программа модернизации коммунальной инфраструктуры уже разработана. Но одной из главных проблем сферы ЖКХ, мешающих сделать мощный прыжок вперед, является крайняя изношенность жилого фонда и сетей.

«Коммунальная инфраструктура РФ, в основном теплоснабжение и электроснабжение, характеризуется высоким износом», — говорит Павел Качкаев, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по строительству и ЖКХ.

Он приводит данные Минстроя, по которым почти 42% сетей, то есть почти 400 тыс. км, требуют замены.

«Коммунальные системы устарели и не соответствуют современным экологическим нормам. Недостаточность, изношенность или полное отсутствие системы отведения поверхностных вод в большинстве городов создает прямую угрозу здоровью людей и их имуществу, а также экономике страны», — оценивает текущую ситуацию Ольга Сердюк, заместитель исполнительного директора ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет».

Страх населения, касающийся коммунальных аварий, идет сразу после страха перед террористами. Это следует из опроса, который приводит в пример Ольга Сердюк.

«Как выяснилось, люди больше всего боятся террористов, на третьем месте мыши и грызуны, а посередине — коммунальные компании. То есть мы где-то между террористами и грызунами», — улыбается она.

В целом государство для модернизации сферы ЖКХ предусматривает большие вложения. Мария Синичич, директор Департамента комплексного развития территорий Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации, говорит о суммарной цифре в 1 трлн рублей, включающей весь комплекс мер — семь инфраструктурных бюджетных кредитов и дополнительное предложение по модернизации коммунальной инфраструктуры (с 2025 года в бюджете будут предусмотрено 150 млрд рублей, рассматривается также вариант непрямого субсидирования).

Но, как считают представители отрасли, программа модернизации коммунальной инфраструктуры не будет выполнена без привлечения частных инвестиций. Однако сегодня самые крупные собственники коммунальной инфраструктуры — это государство и муниципалитеты, а частные инвесторы, которые крайне нужны коммунальному хозяйству, в эту сферу фактически не идут.

Эту проблему обозначил Андрей Максимов, генеральный директор Союза российских городов. Темп обновления сетей, по его словам, закладывается в реальности около 2% в год. При этом для того, чтобы просто поддерживать их техническое состояние, нужно 3% в год, а в стратегических документах заложено 5% в год.

«И без этих 5% мы далеко не уйдем! Но если мы их заложим, то никакой бизнес никогда за это не возьмется», — говорит он.

Выходом, как считает Ольга Сердюк, может быть только комплексный подход.

«Чтобы в долговременном периоде иметь успешные результаты, нам нужно обеспечить комплексность проектов, то есть финансировать комплексные программы, а не их отдельные элементы. Кроме того, необходимо приоритизировать проекты, приносящие максимальные эффекты; повысить компетентность принимаемых технических и организационных решений; предоставить гибкие инструменты финансирования и реализации программы», — говорит она.

В первую очередь, считает Ольга Сердюк, нужно обеспечить выполнение проектов по повышению надежности, экологичности и тех, что имеют максимальные экономические эффекты. Обязательно нужно повысить качество схем ресурсоснабжения, обеспечив их исполнение в цифровом виде, а за счет цифровизации повысить контроль качества исполнения схем и программ модернизации. При этом бюджетное финансирование необходимо сочетать со средствами инвесторов и банковским финансированием, применяя различные механизмы государственно-частного партнерства.

«Все происходившие в этом и прошлом году аварии — это последствия тех решений, которые были приняты или не приняты 5–6 лет назад. Поэтому прежде всего необходимо выработать правила долгосрочных программ, чтобы муниципалитеты и все участники рынка понимали долгосрочную перспективу, и сделать более прозрачными правила участия предприятий отрасли в программах модернизации коммунальной инфраструктуры, чтобы все могли планировать финансирование такого участия», — заключает Ольга Сердюк.

Все новости

Как в сферу ЖКХ завлечь частных инвесторов

Настоящее и будущее коммунальной инфраструктуры обсудили представители органов власти, профессиональных сообществ и отраслевых предприятий на круглом столе «Модернизация жилищно-коммунальной инфраструктуры в городах. Механизмы. Технологии. Возможности».

Развитие и модернизация коммунальной инфраструктуры для обеспечения качества услуг ЖКХ является сегодня одним из основных стратегических направлений РФ. Президент Владимир Путин в февральском послании Федеральному Собранию поставил задачу наращивания темпов модернизации этой инфраструктуры, сказав, что до 2030 года на эти цели будет направлено 4,5 трлн рублей, включая частные инвестиции.

Программа модернизации коммунальной инфраструктуры уже разработана. Но одной из главных проблем сферы ЖКХ, мешающих сделать мощный прыжок вперед, является крайняя изношенность жилого фонда и сетей.

«Коммунальная инфраструктура РФ, в основном теплоснабжение и электроснабжение, характеризуется высоким износом», — говорит Павел Качкаев, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по строительству и ЖКХ.

Он приводит данные Минстроя, по которым почти 42% сетей, то есть почти 400 тыс. км, требуют замены.

«Коммунальные системы устарели и не соответствуют современным экологическим нормам. Недостаточность, изношенность или полное отсутствие системы отведения поверхностных вод в большинстве городов создает прямую угрозу здоровью людей и их имуществу, а также экономике страны», — оценивает текущую ситуацию Ольга Сердюк, заместитель исполнительного директора ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет».

Страх населения, касающийся коммунальных аварий, идет сразу после страха перед террористами. Это следует из опроса, который приводит в пример Ольга Сердюк.

«Как выяснилось, люди больше всего боятся террористов, на третьем месте мыши и грызуны, а посередине — коммунальные компании. То есть мы где-то между террористами и грызунами», — улыбается она.

В целом государство для модернизации сферы ЖКХ предусматривает большие вложения. Мария Синичич, директор Департамента комплексного развития территорий Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации, говорит о суммарной цифре в 1 трлн рублей, включающей весь комплекс мер — семь инфраструктурных бюджетных кредитов и дополнительное предложение по модернизации коммунальной инфраструктуры (с 2025 года в бюджете будут предусмотрено 150 млрд рублей, рассматривается также вариант непрямого субсидирования).

Но, как считают представители отрасли, программа модернизации коммунальной инфраструктуры не будет выполнена без привлечения частных инвестиций. Однако сегодня самые крупные собственники коммунальной инфраструктуры — это государство и муниципалитеты, а частные инвесторы, которые крайне нужны коммунальному хозяйству, в эту сферу фактически не идут.

Эту проблему обозначил Андрей Максимов, генеральный директор Союза российских городов. Темп обновления сетей, по его словам, закладывается в реальности около 2% в год. При этом для того, чтобы просто поддерживать их техническое состояние, нужно 3% в год, а в стратегических документах заложено 5% в год.

«И без этих 5% мы далеко не уйдем! Но если мы их заложим, то никакой бизнес никогда за это не возьмется», — говорит он.

Выходом, как считает Ольга Сердюк, может быть только комплексный подход.

«Чтобы в долговременном периоде иметь успешные результаты, нам нужно обеспечить комплексность проектов, то есть финансировать комплексные программы, а не их отдельные элементы. Кроме того, необходимо приоритизировать проекты, приносящие максимальные эффекты; повысить компетентность принимаемых технических и организационных решений; предоставить гибкие инструменты финансирования и реализации программы», — говорит она.

В первую очередь, считает Ольга Сердюк, нужно обеспечить выполнение проектов по повышению надежности, экологичности и тех, что имеют максимальные экономические эффекты. Обязательно нужно повысить качество схем ресурсоснабжения, обеспечив их исполнение в цифровом виде, а за счет цифровизации повысить контроль качества исполнения схем и программ модернизации. При этом бюджетное финансирование необходимо сочетать со средствами инвесторов и банковским финансированием, применяя различные механизмы государственно-частного партнерства.

«Все происходившие в этом и прошлом году аварии — это последствия тех решений, которые были приняты или не приняты 5–6 лет назад. Поэтому прежде всего необходимо выработать правила долгосрочных программ, чтобы муниципалитеты и все участники рынка понимали долгосрочную перспективу, и сделать более прозрачными правила участия предприятий отрасли в программах модернизации коммунальной инфраструктуры, чтобы все могли планировать финансирование такого участия», — заключает Ольга Сердюк.

Все новости