Информационная безопасность: вместо запретов — альтернатива со смыслом

Информационную безопасность в обществе и эффективную пропаганду обсудили на конференции «Цифровая безопасность», которая прошла в рамках выставки «ЭКСПОТЕХНОСТРАЖ-20224» в Экспофоруме. С лекцией на тему «Запретить нельзя одобрить. Информационная безопасность и коммерческие коммуникации» выступила Марина Шутова, специалист по маркетинговым коммуникациям, старший преподаватель кафедры «Связи с общественностью» СПбГТЭУ ЛЭТИ.

Она пояснила, что под информационной безопасностью следует понимать устойчивость системы, причем не только технической. Информационная безопасность — это устойчивость тех или иных культурных ценностей в обществе. Для поддержания таких ценностей могут использоваться механизмы социальной инженерии, которая в данном случае играет положительную роль.

«Мы часто забываем, что социальная инженерия — это не только про мошенников. Это и пропаганда, и противодействие разрушению существующей культуры. Есть довольно много примеров, как эффективно применяются механизмы социальной инженерии для изменения отношения к какому-либо явлению», — сказала Марина Шутова.

Она привела пример того, как быстро с помощью эффективных механизмов приобрело популярность растительное молоко. Сначала, по ее словам, в сети появились публикации о том, что для взрослого человека коровье молоко вредно. Затем пошло воздействие на подростков, которые охотно готовы перенимать новое. Например, на форумах, где молодежь обсуждает в том числе состояние кожи и методы избавления от проблем с ней, появились советы исключить из рациона животное молоко. Следующий шаг — ролики с высказываниями влиятельных звезд и блогеров о том, как хорошо пить растительное молоко. «Дальше мы видим, как растительные напитки действительно стали пользоваться спросом. Всего на их продвижение ушло около полутора лет, в том числе на активную фазу — всего полгода», — вспоминает Марина Шутова.

Она поясняет, что для популяризации российских культурных установок можно использовать методы, которые используются при продвижении коммерческих продуктов, например того же растительного молока. «Конечно, можно что-то запретить, к примеру, смотреть модные аниме, а можно предложить более интересную альтернативу. И если мы хотим побеждать в идеологической борьбе и продвигать свои ценности, это нужно делать не с помощью лекции на уроке в школе», — считает Марина Шутова. По мнению эксперта, необходимую информацию дети и подростки должны получать в том месте, куда они приходят сами, где им комфортно и интересно. Эти механизмы уже используются. Например, уже созданы компьютерные игры, где одна из важных идей — это гордость за победу России в Великой Отечественной войне, сказала Марина Шутова.

Она добавила, что сейчас есть примеры не слишком эффективной российской пропаганды, которая действует в лоб. «Нужно использовать коммерческие механизмы продвижения идеи, предложить альтернативу и наполнить ее смыслом. Но зачастую властям пока проще пойти в суд и что-то запретить, чем придумывать новое», — заключила эксперт.

Все новости

Информационная безопасность: вместо запретов — альтернатива со смыслом

Информационную безопасность в обществе и эффективную пропаганду обсудили на конференции «Цифровая безопасность», которая прошла в рамках выставки «ЭКСПОТЕХНОСТРАЖ-20224» в Экспофоруме. С лекцией на тему «Запретить нельзя одобрить. Информационная безопасность и коммерческие коммуникации» выступила Марина Шутова, специалист по маркетинговым коммуникациям, старший преподаватель кафедры «Связи с общественностью» СПбГТЭУ ЛЭТИ.

Она пояснила, что под информационной безопасностью следует понимать устойчивость системы, причем не только технической. Информационная безопасность — это устойчивость тех или иных культурных ценностей в обществе. Для поддержания таких ценностей могут использоваться механизмы социальной инженерии, которая в данном случае играет положительную роль.

«Мы часто забываем, что социальная инженерия — это не только про мошенников. Это и пропаганда, и противодействие разрушению существующей культуры. Есть довольно много примеров, как эффективно применяются механизмы социальной инженерии для изменения отношения к какому-либо явлению», — сказала Марина Шутова.

Она привела пример того, как быстро с помощью эффективных механизмов приобрело популярность растительное молоко. Сначала, по ее словам, в сети появились публикации о том, что для взрослого человека коровье молоко вредно. Затем пошло воздействие на подростков, которые охотно готовы перенимать новое. Например, на форумах, где молодежь обсуждает в том числе состояние кожи и методы избавления от проблем с ней, появились советы исключить из рациона животное молоко. Следующий шаг — ролики с высказываниями влиятельных звезд и блогеров о том, как хорошо пить растительное молоко. «Дальше мы видим, как растительные напитки действительно стали пользоваться спросом. Всего на их продвижение ушло около полутора лет, в том числе на активную фазу — всего полгода», — вспоминает Марина Шутова.

Она поясняет, что для популяризации российских культурных установок можно использовать методы, которые используются при продвижении коммерческих продуктов, например того же растительного молока. «Конечно, можно что-то запретить, к примеру, смотреть модные аниме, а можно предложить более интересную альтернативу. И если мы хотим побеждать в идеологической борьбе и продвигать свои ценности, это нужно делать не с помощью лекции на уроке в школе», — считает Марина Шутова. По мнению эксперта, необходимую информацию дети и подростки должны получать в том месте, куда они приходят сами, где им комфортно и интересно. Эти механизмы уже используются. Например, уже созданы компьютерные игры, где одна из важных идей — это гордость за победу России в Великой Отечественной войне, сказала Марина Шутова.

Она добавила, что сейчас есть примеры не слишком эффективной российской пропаганды, которая действует в лоб. «Нужно использовать коммерческие механизмы продвижения идеи, предложить альтернативу и наполнить ее смыслом. Но зачастую властям пока проще пойти в суд и что-то запретить, чем придумывать новое», — заключила эксперт.

Все новости