Эксперты вузов поговорили о новой оптике и практике образования

Сессия «Образование для новой реальности» прошла в Экспофоруме в рамках X Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России». Ректоры вузов и представители профильных объединений обсудили, как и чему учить молодежь в условиях дефицита кадров.

Модератор сессии, руководитель Рабочей группы Национального совета по развитию профессионального образования и обучения в национальной системе квалификаций, научный руководитель НИУ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов задал вектор дискуссии, обозначив тренды развития.

По его словам, рынок труда долгие годы был «рынком покупателя» [работодателя], а теперь это «рынок продавца» [соискателя], и интерес работодателей начинает перемещаться к выпускникам. Эксперт отметил, что компании начинают обучать сотрудников на рабочем месте, приходят в учебные заведения, предлагают практическое обучение молодым специалистам.

Заместитель председателя Комитета Государственной думы по науке и высшему образованию ФС РФ Екатерина Харченко напомнила, что с 2023 года по поручению Президента РФ ведется пилотный проект по трансформации системы высшего образования, в который сегодня вовлечены 6 ведущих вузов страны. По ее словам, большая реформа высшего образования скажется на развитии национальной системы профессиональных квалификаций.

«Нам нужно обеспечить синхронизацию процессов, настало время объединять усилия. В рамках новой модели нужно верно определить место бакалавриата в системе квалификаций, развести по уровням и подуровням СПО и ВПО, подумать о траекториях выпускников специалитета. В ближайшие годы необходимо сблизить образовательные и профессиональные стандарты до соответствия в 90%. Приглашаю всех принять активное участие в разработке новой стратегии развития образования до 2040 года!» – отметила Е. Харченко.

Ректор Центрального университета Евгений Ивашкевич поделился опытом этого вуза, созданного по инициативе Т-Банка. Он подчеркнул, что знания должны иметь приложение в бизнесе и решать бизнес-задачи, а также то, что бизнесу нужны новые специалисты, а не «интеллектуальные колодцы».

«Задача бизнеса – искать баланс, а современные вузы не всегда понимают запрос бизнеса. У нас в вузе реализована STEM-философия – это фокус на проблеме, мультидисциплинарность, критическое мышление. Мы проводим конкурсы для школьников, предлагаем гранты, каждый студент может выбрать три уровня обучения по каждому предмету. Специальность студенты выбирают в процессе обучения, а потом идут на стажировки в 40 компаниях-партнерах», – рассказал Е. Ивашкевич.

По его словам, в Центральном университете реализуется концепция бережливого обучения: здесь пытаются правильно профориентировать и не потерять школьников.

«Задача вуза – соединить пожелания школьников, родителей и учителей с суровыми потребностями бизнеса. Университет должен быть мостом, который всех соединяет!» – сообщил он.

Заместитель директора Корпоративного университета РЖД Андрей Шабанов поделился опытом по совершенствованию обучения корпоративным управленческим компетенциям.

«Бизнесу иногда сложно говорить с образовательными организациями. Корпоративный университет способен помочь выстроить этот диалог», – отметил он. Эксперт рассказал о форматах обучения в Корпоративном университете РЖД, об организации стажировок, о совместном обучении железнодорожников и управленцев.

Заместитель Губернатора Томской области по социальной политике Светлана Грузных продемонстрировала опыт Томского региона, представляющего собой мощный научно-образовательный комплекс. По ее мнению, аудиторное образование сегодня следует переводить в плоскость практики. Эксперт рассказала об опыте работы с выпускниками трех вузов Томска по направлению «Техносферная безопасность».

«Мы увидели разрывы между потребностями работодателей и квалификацией выпускников. Заключили соглашения с вузами, стали проводить конкурсы по охране труда, оценивать квалификации выпускников по независимой оценке квалификаций. Опыт успешный!» – отметила С. Грузных.

О вызовах современного мира в контексте образования рассказала председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования Любовь Духанина. Демографический, геополитический вызовы, а также развитие технологий и цифровизация меняют систему образования, отметила она.

«Дети к 9 классу разучиваются задавать вопросы, а неконтролируемое использование искусственного интеллекта не позволяет оценить прогресс студента», – предупредила она.

Эксперт отметила, что образовательные организации должны давать студентам возможность получения нескольких квалификаций в рамках одной программы, и поделилась успешным опытом совмещения НОК и демонстрационного экзамена, рассказала о проведении ГИА-НОК в высшем педагогическом образовании.

Руководитель Комитета по независимой оценке квалификаций СПК в горно-металлургическом комплексе Наталья Байда представила модель развития инструментов национальной системы квалификаций в ГМК. Она отметила, что в этой отрасли технические эксперты глубоко вовлечены во все этапы оценки.

«Независимая оценка квалификаций – это целевой инструмент развития профессионального мастерства рабочих. В 2024 году в наших отраслевых центрах оценка доступна более чем по 40 профессиям», – рассказала Н. Байда.

Директор Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ Дмитрий Кузнецов сообщил, что сегодня нужны руководители нового типа, способные реагировать на вызовы нового мира.

«Чем дальше развивается история с Национальной системой квалификаций, тем больше вызовов появляется. Важно, чтобы вузы и СПК начали сотрудничать при подготовке к независимой оценке квалификаций. Классические вузы начинают проигрывать – будет формироваться новая конфигурация: если классические университеты хотят выжить, они должны становиться интеллектуальными корпорациями, им нужны для этого и финансирование, и кадры. Важно, чтобы система образования, и система национальных квалификаций начали работать в унисон», – отметил Д. Кузнецов.

«Мы должны предвидеть проблемы и тенденции будущего и ориентироваться на них», – подытожил Я. Кузьминов.

Мероприятие организовали АНО «Национальное агентство развития квалификаций» (НАРК), Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, Минтруда России.

Все новости

Эксперты вузов поговорили о новой оптике и практике образования

Сессия «Образование для новой реальности» прошла в Экспофоруме в рамках X Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России». Ректоры вузов и представители профильных объединений обсудили, как и чему учить молодежь в условиях дефицита кадров.

Модератор сессии, руководитель Рабочей группы Национального совета по развитию профессионального образования и обучения в национальной системе квалификаций, научный руководитель НИУ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов задал вектор дискуссии, обозначив тренды развития.

По его словам, рынок труда долгие годы был «рынком покупателя» [работодателя], а теперь это «рынок продавца» [соискателя], и интерес работодателей начинает перемещаться к выпускникам. Эксперт отметил, что компании начинают обучать сотрудников на рабочем месте, приходят в учебные заведения, предлагают практическое обучение молодым специалистам.

Заместитель председателя Комитета Государственной думы по науке и высшему образованию ФС РФ Екатерина Харченко напомнила, что с 2023 года по поручению Президента РФ ведется пилотный проект по трансформации системы высшего образования, в который сегодня вовлечены 6 ведущих вузов страны. По ее словам, большая реформа высшего образования скажется на развитии национальной системы профессиональных квалификаций.

«Нам нужно обеспечить синхронизацию процессов, настало время объединять усилия. В рамках новой модели нужно верно определить место бакалавриата в системе квалификаций, развести по уровням и подуровням СПО и ВПО, подумать о траекториях выпускников специалитета. В ближайшие годы необходимо сблизить образовательные и профессиональные стандарты до соответствия в 90%. Приглашаю всех принять активное участие в разработке новой стратегии развития образования до 2040 года!» – отметила Е. Харченко.

Ректор Центрального университета Евгений Ивашкевич поделился опытом этого вуза, созданного по инициативе Т-Банка. Он подчеркнул, что знания должны иметь приложение в бизнесе и решать бизнес-задачи, а также то, что бизнесу нужны новые специалисты, а не «интеллектуальные колодцы».

«Задача бизнеса – искать баланс, а современные вузы не всегда понимают запрос бизнеса. У нас в вузе реализована STEM-философия – это фокус на проблеме, мультидисциплинарность, критическое мышление. Мы проводим конкурсы для школьников, предлагаем гранты, каждый студент может выбрать три уровня обучения по каждому предмету. Специальность студенты выбирают в процессе обучения, а потом идут на стажировки в 40 компаниях-партнерах», – рассказал Е. Ивашкевич.

По его словам, в Центральном университете реализуется концепция бережливого обучения: здесь пытаются правильно профориентировать и не потерять школьников.

«Задача вуза – соединить пожелания школьников, родителей и учителей с суровыми потребностями бизнеса. Университет должен быть мостом, который всех соединяет!» – сообщил он.

Заместитель директора Корпоративного университета РЖД Андрей Шабанов поделился опытом по совершенствованию обучения корпоративным управленческим компетенциям.

«Бизнесу иногда сложно говорить с образовательными организациями. Корпоративный университет способен помочь выстроить этот диалог», – отметил он. Эксперт рассказал о форматах обучения в Корпоративном университете РЖД, об организации стажировок, о совместном обучении железнодорожников и управленцев.

Заместитель Губернатора Томской области по социальной политике Светлана Грузных продемонстрировала опыт Томского региона, представляющего собой мощный научно-образовательный комплекс. По ее мнению, аудиторное образование сегодня следует переводить в плоскость практики. Эксперт рассказала об опыте работы с выпускниками трех вузов Томска по направлению «Техносферная безопасность».

«Мы увидели разрывы между потребностями работодателей и квалификацией выпускников. Заключили соглашения с вузами, стали проводить конкурсы по охране труда, оценивать квалификации выпускников по независимой оценке квалификаций. Опыт успешный!» – отметила С. Грузных.

О вызовах современного мира в контексте образования рассказала председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования Любовь Духанина. Демографический, геополитический вызовы, а также развитие технологий и цифровизация меняют систему образования, отметила она.

«Дети к 9 классу разучиваются задавать вопросы, а неконтролируемое использование искусственного интеллекта не позволяет оценить прогресс студента», – предупредила она.

Эксперт отметила, что образовательные организации должны давать студентам возможность получения нескольких квалификаций в рамках одной программы, и поделилась успешным опытом совмещения НОК и демонстрационного экзамена, рассказала о проведении ГИА-НОК в высшем педагогическом образовании.

Руководитель Комитета по независимой оценке квалификаций СПК в горно-металлургическом комплексе Наталья Байда представила модель развития инструментов национальной системы квалификаций в ГМК. Она отметила, что в этой отрасли технические эксперты глубоко вовлечены во все этапы оценки.

«Независимая оценка квалификаций – это целевой инструмент развития профессионального мастерства рабочих. В 2024 году в наших отраслевых центрах оценка доступна более чем по 40 профессиям», – рассказала Н. Байда.

Директор Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ Дмитрий Кузнецов сообщил, что сегодня нужны руководители нового типа, способные реагировать на вызовы нового мира.

«Чем дальше развивается история с Национальной системой квалификаций, тем больше вызовов появляется. Важно, чтобы вузы и СПК начали сотрудничать при подготовке к независимой оценке квалификаций. Классические вузы начинают проигрывать – будет формироваться новая конфигурация: если классические университеты хотят выжить, они должны становиться интеллектуальными корпорациями, им нужны для этого и финансирование, и кадры. Важно, чтобы система образования, и система национальных квалификаций начали работать в унисон», – отметил Д. Кузнецов.

«Мы должны предвидеть проблемы и тенденции будущего и ориентироваться на них», – подытожил Я. Кузьминов.

Мероприятие организовали АНО «Национальное агентство развития квалификаций» (НАРК), Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, Минтруда России.

Все новости