Эксперты обсудили эффективные методы борьбы с коррозией

Коррозия морских объектов не только создает опасные условия работы, но и приводит к негативному влиянию на экономику страны. Эффективные способы борьбы с этим процессом обсудили участники сессии II «Электрохимическая защита и вопросы эксплуатации», прошедшей в рамках Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы противокоррозионной защиты».

«Проблема коррозии корпуса судна и биообрастания всегда идут рука об руку вот уже несколько тысячелетий, — говорит советник генерального директора Корпорации ПСС Андрей Бурков. — Еще до нашей эры древние римляне и греки, обшивая деревянные корпуса кораблей свинцовыми пластинами как средством борьбы с червями и ракушками, заметили, что если прибивать пластины медными гвоздями, то через некоторое время эти пластины в местах соединения коррозировали и отваливались. А если покрыть головки гвоздей свинцом или позолотой, то коррозийные процессы резко сокращаются. Таким образом, был определен факт коррозии металлических объектов в морской воде и применен метод пассивной электрохимической защиты. В дальнейшем благодаря развитию электротехники были найдены другие методы борьбы с коррозией, и это направление получило свое развитие как электрохимическая защита».

По данным ЦНИИ КМ «Прометей», за 25 лет коррозия обшивки ледоколов в северных широтах может достигать 4,5 мм, в то время как при использовании системы электрохимической защиты она снижается до 0,15 мм. При этом 15% коррозийных процессов происходит за счет воздействия микроорганизмов.

«Бактерии просто едят металл. А то, что они потом выделяют, наевшись, еще больше воздействует на корпус», — отметил Андрей Бурков. 

Эксперт выделил пять эффективных методов антикоррозийной защиты в судостроительной отрасли, которые лучше применять в комплексе. Это нанесение лакокрасочных покрытий, протекторная защита с применением жертвенных анодов, активная катодная защита наложенным током с регулированием потенциалов, защита винторулевой группы, а также защита от биообрастания забортной водоарматуры.

Заместитель генерального директора по развитию ЗАО «Химсервис» Вячеслав Першуков посвятил свой доклад разработке межгосударственного стандарта «Аноды установок катодной защиты в морской воде и соленых средах». Документ регламентирует защиты от коррозии трубопроводов для поставки нефти и газа, причальных и гидротехнических портовых сооружений, пояснил он. Там отражены требования к техническим характеристикам катодов, сырью и материалам для их изготовления и ряд других параметров.

По словам эксперта, у каждого материала анодов с максимальной стойкостью есть свои преимущества и недостатки. К примеру, магнетит отличается низкой стоимостью и достаточно высокой допустимой плотностью тока, не имеет ограничений по напряжению и может работать при отрицательных температурах. Материалы с покрытием оксидами металлов имеют довольно низкую скорость растворения, высокую допустимую плотность тока, среднюю стоимость, но имеют температурные ограничения.

«В связи с этим нужно очень тонко подходить к их применению, потому что 90% морей в России имеют зимние температуры до минус 3 градусов. Защита должна осуществляться круглогодично, а этот фактор негативно скажется на их работе и уменьшит срок службы в десятки раз», — комментирует Вячеслав Першуков.

У материалов с покрытием каталитическими металлами есть не только все достоинства предыдущего вида, но и слабая чувствительность к низким температурам. Однако при этом их недостатком является высокая стоимость, резюмировал эксперт.

По словам главного научного сотрудника отдела технических обследований ООО «НИИ Транснефть» Николая Глазова, климатические и сезонные факторы ограничивают возможность проведения контроля технического состояния защитных покрытий и оборудования системы электрохимической защиты судна «по необходимости». В связи с этим приоритет должен отдаваться дистанционному контролю и автоматизированным технологиям диагностики. 

Участники сессии также ознакомились с оборудованием для противокоррозионной защиты трубопроводов, морских и причальных сооружений, которое выпускает АО «Трубопроводные системы и технологии». Это изолирующие монолитные муфты, подсистемы коррозионного мониторинга, малогабаритные станции катодной защиты, анодные заземлители, специализированное программное обеспечение и др. Информацией об их основных характеристиках поделился менеджер отдела маркетинга и продаж АО «Трубопроводные системы и технологии» Александр Шнырев. 

Все новости

Эксперты обсудили эффективные методы борьбы с коррозией

Коррозия морских объектов не только создает опасные условия работы, но и приводит к негативному влиянию на экономику страны. Эффективные способы борьбы с этим процессом обсудили участники сессии II «Электрохимическая защита и вопросы эксплуатации», прошедшей в рамках Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы противокоррозионной защиты».

«Проблема коррозии корпуса судна и биообрастания всегда идут рука об руку вот уже несколько тысячелетий, — говорит советник генерального директора Корпорации ПСС Андрей Бурков. — Еще до нашей эры древние римляне и греки, обшивая деревянные корпуса кораблей свинцовыми пластинами как средством борьбы с червями и ракушками, заметили, что если прибивать пластины медными гвоздями, то через некоторое время эти пластины в местах соединения коррозировали и отваливались. А если покрыть головки гвоздей свинцом или позолотой, то коррозийные процессы резко сокращаются. Таким образом, был определен факт коррозии металлических объектов в морской воде и применен метод пассивной электрохимической защиты. В дальнейшем благодаря развитию электротехники были найдены другие методы борьбы с коррозией, и это направление получило свое развитие как электрохимическая защита».

По данным ЦНИИ КМ «Прометей», за 25 лет коррозия обшивки ледоколов в северных широтах может достигать 4,5 мм, в то время как при использовании системы электрохимической защиты она снижается до 0,15 мм. При этом 15% коррозийных процессов происходит за счет воздействия микроорганизмов.

«Бактерии просто едят металл. А то, что они потом выделяют, наевшись, еще больше воздействует на корпус», — отметил Андрей Бурков. 

Эксперт выделил пять эффективных методов антикоррозийной защиты в судостроительной отрасли, которые лучше применять в комплексе. Это нанесение лакокрасочных покрытий, протекторная защита с применением жертвенных анодов, активная катодная защита наложенным током с регулированием потенциалов, защита винторулевой группы, а также защита от биообрастания забортной водоарматуры.

Заместитель генерального директора по развитию ЗАО «Химсервис» Вячеслав Першуков посвятил свой доклад разработке межгосударственного стандарта «Аноды установок катодной защиты в морской воде и соленых средах». Документ регламентирует защиты от коррозии трубопроводов для поставки нефти и газа, причальных и гидротехнических портовых сооружений, пояснил он. Там отражены требования к техническим характеристикам катодов, сырью и материалам для их изготовления и ряд других параметров.

По словам эксперта, у каждого материала анодов с максимальной стойкостью есть свои преимущества и недостатки. К примеру, магнетит отличается низкой стоимостью и достаточно высокой допустимой плотностью тока, не имеет ограничений по напряжению и может работать при отрицательных температурах. Материалы с покрытием оксидами металлов имеют довольно низкую скорость растворения, высокую допустимую плотность тока, среднюю стоимость, но имеют температурные ограничения.

«В связи с этим нужно очень тонко подходить к их применению, потому что 90% морей в России имеют зимние температуры до минус 3 градусов. Защита должна осуществляться круглогодично, а этот фактор негативно скажется на их работе и уменьшит срок службы в десятки раз», — комментирует Вячеслав Першуков.

У материалов с покрытием каталитическими металлами есть не только все достоинства предыдущего вида, но и слабая чувствительность к низким температурам. Однако при этом их недостатком является высокая стоимость, резюмировал эксперт.

По словам главного научного сотрудника отдела технических обследований ООО «НИИ Транснефть» Николая Глазова, климатические и сезонные факторы ограничивают возможность проведения контроля технического состояния защитных покрытий и оборудования системы электрохимической защиты судна «по необходимости». В связи с этим приоритет должен отдаваться дистанционному контролю и автоматизированным технологиям диагностики. 

Участники сессии также ознакомились с оборудованием для противокоррозионной защиты трубопроводов, морских и причальных сооружений, которое выпускает АО «Трубопроводные системы и технологии». Это изолирующие монолитные муфты, подсистемы коррозионного мониторинга, малогабаритные станции катодной защиты, анодные заземлители, специализированное программное обеспечение и др. Информацией об их основных характеристиках поделился менеджер отдела маркетинга и продаж АО «Трубопроводные системы и технологии» Александр Шнырев. 

Все новости