Циклическая экономика, экодизайн и новые компетенции для экологов

29 июля в онлайн-формате состоялся круглый стол «Подготовка кадров, повышение квалификации, профстандарты для экологов и специалистов по охране окружающей среды». Приглашенные эксперты представили актуальные концепты, эффективные практики эко-образования и обсудили проблемы высшего образования в сфере экологической безопасности.

В ходе круглого стола спикеры рассказали о преимуществах и недостатках существующей системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с современными требованиями экологического законодательства, деятельности действующих предприятий и экологической политики России.

Во вступительном слове Никита Бондаренко, начальник отдела экологического надзора Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности Санкт-Петербурга, акцентировал внимание на обязательных требованиях к подготовке специалистов, изложенных в положениях действующего законодательства РФ: статье №73 Федерального Закона №7 «Об охране окружающей среды», статье №15 ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления», и ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации».

Представители Российского государственного гидрометеорологического университета: Динара Сабанчиева, к.э.н., доцент кафедры ИТУвГСБ, Светлана Сергеева, преподаватель, главный специалист Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, и Алина Козлова, аспирант, преподаватель кафедры прикладной и системной экологии, практикующий эколог, представили программы дополнительного профессионального образования и актуальные практики эко-образования в высших учебных заведениях представили программы дополнительного профессионального образования и актуальные практики эко-образования в высших учебных заведениях.

«Для экологов очень важно уметь работать в команде, – поделилась Алина Козлова. – Для развития проектно-ориентированных навыков мы разбираем со студентами конкретные ситуации в области охраны окружающей среды, организуем деловые игры и предлагаем искать решения актуальных природоохранных задач на примере взаимодействия целой экологической службы».

Участие в городских экологических мероприятиях, образовательных акциях природоохранного характера, посещение экскурсий на крупные производственные площадки призваны не только повысить качество образования студентов, но и дать практический опыт будущим и практикующим экологам.

Чего же ждут сами специалисты-экологи предприятий ТЭК от программ повышения квалификации? Об этом рассказала Алла Волынская, к.б.н. руководитель образовательных проектов Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского. Одними из самых актуальных аспектов в ходе обучения студенты назвали: разбор изменений в законодательстве в области охраны окружающей среды, встречи с экспертами-юристами и представителями профильных министерств и государственных органов надзора.

Последствия пандемии COVID-19 коснулись всех сфер деятельности, включая и образование. В своем выступлении Игорь Мателенок, доцент кафедры инноватики и интегрированных систем качества СПб ГУАП, коснулся частных вопросов организации дистанционного обучения и виртуальных лабораторных практикумов.

«В ходе обучения мы задействуем новые технологии – разработанную информационно-образовательную среду для обеспечения доступа обучающихся к учебным планам, программам и электронным учебникам, – уточнил Игорь Владимирович. – Преподаватели используют в работе интерактивные доски для записи и трансляции теоретических занятий. Знакомство с приборами учета при обследовании территории осуществляется также через видеоканал, а для обработки собранных данных задействуется специализированное программное обеспечение. Для организации практических занятий преподаватели подготовили видеоуроки, которые стали частью интерактивных обучающих материалов».

Дополнила выступление коллеги Александра Смирнова, старший преподаватель кафедры инноватики и интегрированных систем качества СПб ГУАП, представившая новую компетенцию движения WorldSkills – «Техносферную безопасность» (GreenSkills), соответствующую профессиональным стандартам «Специалист по экологической безопасности» и «Специалист контроля качеств и обеспечения экологической и биологической безопасности в области обращения с отходами». В ближайших планах ВУЗа не только разработка и продвижение конкурсных заданий по новой компетенции, но и привлечение работодателей для решения участниками программы реальных кейсов на производстве. Кирилл Епифанцев, доцент кафедры метрологического обеспечения инновационых технологий и промышленной безопасности СПб ГУАП, презентовал широкие возможности виртуальных лабораторий, позволяющие студентам работать с 3D-моделями приборов и программировать процесс технических опытов и экспериментов.

Об особенностях формирования экологической культуры и экологического мышления в ВУЗах России рассказала Ирина Тихонова, руководитель общероссийской программы «Зеленые ВУЗы России» Движения ЭКА.

«В первую очередь необходимо разработать и запустить программы повышения квалификации самих преподавателей, а также актуализировать образовательные программы с учетом текущей повестки устойчивого развития, – считает спикер. – Таким образом, мы решим проблемы жалоб студентов-экологов на устаревшие данные в учебниках и используемом в обучении ПО».

Анна Лайхтман, директор ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации «Интеграл», остановилась в своем докладе на вопросах разработки специализированного программного обучения и организации курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов по охране окружающей среды. Павел Брагин, ГГУП «СФ Минерал», начальник экологическо-волонтерского центра «Обучение специалистов муниципальных образований», презентовал работу русско-финского Центра повышения квалификации.

Позицию работодателей, принимающих молодых специалистов, представила Ольга Зацепина, руководитель департамента экологического проектирования EcoStandard group.

«Для нашей организации отбор кадров – это очень важный и актуальный вопрос, – акцентировала внимание спикер. – Среди необходимых профессиональных знаний соискателей мы особо выделяем: знания нормативно-правовой базы; международных договоров в области экологии, ратифицированных РФ; требований в области окружающей среды; перечня необходимой разрешительной документации; технологии производственных процессов; порядка проведения экологической и строительной экспертизы проектных материалов; современных методов проведения экологического контроля и знание лучших доступных технологий в своей сфере промышленности».

Марина Лебедева, ООО «Медина Арт», генеральный директор, руководитель российской части проекта «EcoDesign Cycle 4.0», посвятила свое выступление экодизайну и циклической экономике 4.0 – современным стандартам успешного бизнеса, открывающим новые горизонты развития специалистов.

«В рамках нашего проекта уже стартовали в октябре 2019 года и феврале 2020 года несколько блоков: EcoDesing Sprint, EcoDesign Audit, EcoDesing Learning Factory, в которых приняли участие преподаватели и студенты нескольких ВУЗов Санкт-Петербурга (ИТМО, РГГМУ и другие), – поделилась спикер. – Один из проектов базировался на производстве Первой мебельной фабрики, руководство которой сначала скептически отнеслось к нашей инициативе, но по завершении проекта топ-менеджеры перестроили свое мышление таким образом, чтобы уже на этапе проектирования нового продукта задумываться о том, как он будет перерабатываться после завершения своего срока службы».

Результаты работы программы повышения квалификации ИГСУ РАНХиГС презентовал Содном Будатаров, к.ю.н., руководитель Лаборатории по исследованию финансовых, управленческих, технологических основ экономики замкнутого цикла ИГСУ РАНХиГС, руководитель программы повышения квалификаций «Управление отходами производства и потребления», руководитель экспертной группы Wasteconsulting.

«Мы понимаем всю важность переподготовки кадров в процессе перевода мышления от сырьевой экономики к экономике замкнутого цикла, – начал выступление спикер. – Реализация “мусорной” реформы в прошлом году наглядно показала риски некомпетентности управленческих кадров: рост социальной напряженности, неэффективное расходование бюджетных средств, снижение доверия к органам власти».

Статистика очного курса РАНХГС «Управление отходами производства и потребления» показала, что 80% обучающихся представляли руководящий состав коммерческих компаний, 15% – чиновники, 5% – ученые и эко-активисты из 27 субъекта Российской Федерации. Всего онлайн-курс окончили 103 человека.

Людмила Конева, ведущий специалист 1 категории (Отдел развития и сопровождения отраслевых решений) компании «Производственная безопасность и экология», подтвердила, что общая проблема многих специалистов-экологов, приходящих на работу на производство –  отличные теоретические знания относительно внутреннего устройства, например, очистных сооружений или атомного реактора, и при этом слабое понимание того, как эти знания необходимо применять на практике, как правильно оформить отчетность предприятия.

Наталья Мирошниченко, руководитель экологического отдела «Группы компаний А1», «А1-Энергосервис», рассказала, с какими проблемами сталкиваются выпускники и работодатели при приеме на работу.

«Примерно 90% соискателей из числа молодых специалистов не ориентируются достаточно хорошо в экологическом законодательстве и государственных органах, с которыми будут сталкиваться в работе. Студенты также не могут на собеседовании четко описать, какими проектами они занимались ранее, как представляют профессию инженера по охране окружающей среды, и, как следствие, хорошо себя презентовать», – выразила обеспокоенность спикер. – На курсах повышения квалификации также не освещается в должной мере судебная практика по делам в сфере экологии, а эта информация жизненно необходима молодым специалистам».

Павел Михайлов, директор дирекции природопользования ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», уверен, что «самая большая проблема процесса подготовки кадров, без решения которой мы дальше не продвинемся, кроется в отсутствии закрепления за советом по профессиональным квалификациям основного для специалистов-экологов профессионального стандарта 40.117».

Также в круглом столе принял участие Павел Скалабан, генеральный директор компании «ЦЭУ «Доксервис», презентовавший услуги по обучению и повышению квалификации специалистов-экологов.

Модератором круглого стола выступил Михаил Востриков, к.т.н., научный руководитель Российской инсинераторостроительной компании «Турмалин».

Спонсор онлайн-события – «Газпромбанк» (Акционерное общество).

Трансляция доступна на сайте проекта.

Все новости

Циклическая экономика, экодизайн и новые компетенции для экологов

29 июля в онлайн-формате состоялся круглый стол «Подготовка кадров, повышение квалификации, профстандарты для экологов и специалистов по охране окружающей среды». Приглашенные эксперты представили актуальные концепты, эффективные практики эко-образования и обсудили проблемы высшего образования в сфере экологической безопасности.

В ходе круглого стола спикеры рассказали о преимуществах и недостатках существующей системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с современными требованиями экологического законодательства, деятельности действующих предприятий и экологической политики России.

Во вступительном слове Никита Бондаренко, начальник отдела экологического надзора Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности Санкт-Петербурга, акцентировал внимание на обязательных требованиях к подготовке специалистов, изложенных в положениях действующего законодательства РФ: статье №73 Федерального Закона №7 «Об охране окружающей среды», статье №15 ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления», и ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации».

Представители Российского государственного гидрометеорологического университета: Динара Сабанчиева, к.э.н., доцент кафедры ИТУвГСБ, Светлана Сергеева, преподаватель, главный специалист Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, и Алина Козлова, аспирант, преподаватель кафедры прикладной и системной экологии, практикующий эколог, представили программы дополнительного профессионального образования и актуальные практики эко-образования в высших учебных заведениях представили программы дополнительного профессионального образования и актуальные практики эко-образования в высших учебных заведениях.

«Для экологов очень важно уметь работать в команде, – поделилась Алина Козлова. – Для развития проектно-ориентированных навыков мы разбираем со студентами конкретные ситуации в области охраны окружающей среды, организуем деловые игры и предлагаем искать решения актуальных природоохранных задач на примере взаимодействия целой экологической службы».

Участие в городских экологических мероприятиях, образовательных акциях природоохранного характера, посещение экскурсий на крупные производственные площадки призваны не только повысить качество образования студентов, но и дать практический опыт будущим и практикующим экологам.

Чего же ждут сами специалисты-экологи предприятий ТЭК от программ повышения квалификации? Об этом рассказала Алла Волынская, к.б.н. руководитель образовательных проектов Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского. Одними из самых актуальных аспектов в ходе обучения студенты назвали: разбор изменений в законодательстве в области охраны окружающей среды, встречи с экспертами-юристами и представителями профильных министерств и государственных органов надзора.

Последствия пандемии COVID-19 коснулись всех сфер деятельности, включая и образование. В своем выступлении Игорь Мателенок, доцент кафедры инноватики и интегрированных систем качества СПб ГУАП, коснулся частных вопросов организации дистанционного обучения и виртуальных лабораторных практикумов.

«В ходе обучения мы задействуем новые технологии – разработанную информационно-образовательную среду для обеспечения доступа обучающихся к учебным планам, программам и электронным учебникам, – уточнил Игорь Владимирович. – Преподаватели используют в работе интерактивные доски для записи и трансляции теоретических занятий. Знакомство с приборами учета при обследовании территории осуществляется также через видеоканал, а для обработки собранных данных задействуется специализированное программное обеспечение. Для организации практических занятий преподаватели подготовили видеоуроки, которые стали частью интерактивных обучающих материалов».

Дополнила выступление коллеги Александра Смирнова, старший преподаватель кафедры инноватики и интегрированных систем качества СПб ГУАП, представившая новую компетенцию движения WorldSkills – «Техносферную безопасность» (GreenSkills), соответствующую профессиональным стандартам «Специалист по экологической безопасности» и «Специалист контроля качеств и обеспечения экологической и биологической безопасности в области обращения с отходами». В ближайших планах ВУЗа не только разработка и продвижение конкурсных заданий по новой компетенции, но и привлечение работодателей для решения участниками программы реальных кейсов на производстве. Кирилл Епифанцев, доцент кафедры метрологического обеспечения инновационых технологий и промышленной безопасности СПб ГУАП, презентовал широкие возможности виртуальных лабораторий, позволяющие студентам работать с 3D-моделями приборов и программировать процесс технических опытов и экспериментов.

Об особенностях формирования экологической культуры и экологического мышления в ВУЗах России рассказала Ирина Тихонова, руководитель общероссийской программы «Зеленые ВУЗы России» Движения ЭКА.

«В первую очередь необходимо разработать и запустить программы повышения квалификации самих преподавателей, а также актуализировать образовательные программы с учетом текущей повестки устойчивого развития, – считает спикер. – Таким образом, мы решим проблемы жалоб студентов-экологов на устаревшие данные в учебниках и используемом в обучении ПО».

Анна Лайхтман, директор ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации «Интеграл», остановилась в своем докладе на вопросах разработки специализированного программного обучения и организации курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов по охране окружающей среды. Павел Брагин, ГГУП «СФ Минерал», начальник экологическо-волонтерского центра «Обучение специалистов муниципальных образований», презентовал работу русско-финского Центра повышения квалификации.

Позицию работодателей, принимающих молодых специалистов, представила Ольга Зацепина, руководитель департамента экологического проектирования EcoStandard group.

«Для нашей организации отбор кадров – это очень важный и актуальный вопрос, – акцентировала внимание спикер. – Среди необходимых профессиональных знаний соискателей мы особо выделяем: знания нормативно-правовой базы; международных договоров в области экологии, ратифицированных РФ; требований в области окружающей среды; перечня необходимой разрешительной документации; технологии производственных процессов; порядка проведения экологической и строительной экспертизы проектных материалов; современных методов проведения экологического контроля и знание лучших доступных технологий в своей сфере промышленности».

Марина Лебедева, ООО «Медина Арт», генеральный директор, руководитель российской части проекта «EcoDesign Cycle 4.0», посвятила свое выступление экодизайну и циклической экономике 4.0 – современным стандартам успешного бизнеса, открывающим новые горизонты развития специалистов.

«В рамках нашего проекта уже стартовали в октябре 2019 года и феврале 2020 года несколько блоков: EcoDesing Sprint, EcoDesign Audit, EcoDesing Learning Factory, в которых приняли участие преподаватели и студенты нескольких ВУЗов Санкт-Петербурга (ИТМО, РГГМУ и другие), – поделилась спикер. – Один из проектов базировался на производстве Первой мебельной фабрики, руководство которой сначала скептически отнеслось к нашей инициативе, но по завершении проекта топ-менеджеры перестроили свое мышление таким образом, чтобы уже на этапе проектирования нового продукта задумываться о том, как он будет перерабатываться после завершения своего срока службы».

Результаты работы программы повышения квалификации ИГСУ РАНХиГС презентовал Содном Будатаров, к.ю.н., руководитель Лаборатории по исследованию финансовых, управленческих, технологических основ экономики замкнутого цикла ИГСУ РАНХиГС, руководитель программы повышения квалификаций «Управление отходами производства и потребления», руководитель экспертной группы Wasteconsulting.

«Мы понимаем всю важность переподготовки кадров в процессе перевода мышления от сырьевой экономики к экономике замкнутого цикла, – начал выступление спикер. – Реализация “мусорной” реформы в прошлом году наглядно показала риски некомпетентности управленческих кадров: рост социальной напряженности, неэффективное расходование бюджетных средств, снижение доверия к органам власти».

Статистика очного курса РАНХГС «Управление отходами производства и потребления» показала, что 80% обучающихся представляли руководящий состав коммерческих компаний, 15% – чиновники, 5% – ученые и эко-активисты из 27 субъекта Российской Федерации. Всего онлайн-курс окончили 103 человека.

Людмила Конева, ведущий специалист 1 категории (Отдел развития и сопровождения отраслевых решений) компании «Производственная безопасность и экология», подтвердила, что общая проблема многих специалистов-экологов, приходящих на работу на производство –  отличные теоретические знания относительно внутреннего устройства, например, очистных сооружений или атомного реактора, и при этом слабое понимание того, как эти знания необходимо применять на практике, как правильно оформить отчетность предприятия.

Наталья Мирошниченко, руководитель экологического отдела «Группы компаний А1», «А1-Энергосервис», рассказала, с какими проблемами сталкиваются выпускники и работодатели при приеме на работу.

«Примерно 90% соискателей из числа молодых специалистов не ориентируются достаточно хорошо в экологическом законодательстве и государственных органах, с которыми будут сталкиваться в работе. Студенты также не могут на собеседовании четко описать, какими проектами они занимались ранее, как представляют профессию инженера по охране окружающей среды, и, как следствие, хорошо себя презентовать», – выразила обеспокоенность спикер. – На курсах повышения квалификации также не освещается в должной мере судебная практика по делам в сфере экологии, а эта информация жизненно необходима молодым специалистам».

Павел Михайлов, директор дирекции природопользования ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», уверен, что «самая большая проблема процесса подготовки кадров, без решения которой мы дальше не продвинемся, кроется в отсутствии закрепления за советом по профессиональным квалификациям основного для специалистов-экологов профессионального стандарта 40.117».

Также в круглом столе принял участие Павел Скалабан, генеральный директор компании «ЦЭУ «Доксервис», презентовавший услуги по обучению и повышению квалификации специалистов-экологов.

Модератором круглого стола выступил Михаил Востриков, к.т.н., научный руководитель Российской инсинераторостроительной компании «Турмалин».

Спонсор онлайн-события – «Газпромбанк» (Акционерное общество).

Трансляция доступна на сайте проекта.

Все новости