Как воспитать цифрового аборигена: педагоги оценили перспективы работы с детьми

Участники IX Межрегиональной научно-практической конференции «Детский сад будущего: ориентир на успех будущего ребенка» обсудили методологию и методику современного дошкольного образования с учетом особенностей современных детей. Мероприятие, организованное Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования, прошло в «Экспофоруме» 28 марта в рамках XVIII Международной выставки товаров и услуг для детей и семей «Планета детства».

Конференция была приурочена к 155-летию Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПб АППО) и методической службы в системе образования России и собрала педагогов из Санкт-Петербурга, Ленинградской области, других регионов России и стран зарубежья.

Доктор педагогических наук, профессор, первый проректор СПб АППО Александр Горшков отметил, что конференция ежегодно вызывает большой интерес, связана с вопросами модернизации системы дошкольного образования и включена в программу Санкт-Петербургского международного образовательного форума.

«Перед системой дошкольного образования стоят новые задачи, они включены в национальные проекты “Образование” и “Демография”. В России будет меняться порядок аттестации воспитателей детских садов. В ближайшее время введут федеральный порядок аттестации руководителей детских садов. В ваших интересах – пройти аттестацию на соответствие должности руководителя по петербургскому порядку, а мы в этом вам поможем», – отметил он.

О современном дошкольном образовании в контексте традиций Санкт-Петербурга рассказала доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного образования СПб АППО Мария Крулехт. Она напомнила: именно в северной столице был создан Воспитательный дом, а в 1863 году открылся первый в Российской империи детский сад. Петербуржцы всегда проявляли большой интерес к дошкольному образованию: здесь появились Санкт-Петербургское Фребелевское общество, объединившее деятелей дошкольного воспитания, и Фребелевские курсы по подготовке детских «садовниц». В 1913 году в городе на Неве появился детский сад по системе Марии Монтессори, а в 1918-м был создан Педагогический институт дошкольного образования (ПИДО) – первый в стране вуз по подготовке дошкольных работников.

«В традициях российского дошкольного образования – искренняя забота о благе ребенка, поэтому цена сомнительных инноваций высока. Сегодня главной проблемой дошкольного образования является его качество. А это и соответствие образовательным стандартам, и удовлетворение потребностей потребителя (родителя)», – отметила эксперт. По ее мнению, в каждом учреждении должна быть создана своя педагогическая система, в рамках которой не ребенок адаптируется к детскому саду, а заведение меняется в соответствии с потребностями воспитанника.

«Дошкольник XXI века – это цифровой абориген. У нас происходит цифровизация дошкольного образования, появилась новая философия взаимодействия с родителями, где признается приоритет семейного воспитания и ответственности. Образовательное пространство одновременно расширяется и сужается, зачастую происходит деформация детско-родительских отношений. Кроме того, нам нужно учиться взаимодействовать с теми, кто выбрал семейную форму дошкольного воспитания», – рассказала М. Крулехт. По ее словам, качественное дошкольное образование – это самая эффективная инвестиция в будущее человека.

Доктор философских наук, профессор кафедры философии образования СПб АППО Константин Романов выступил с докладом «Субкультура детства в ракурсе философии успеха». Эксперт отметил, что в жизнь выходит поколение других детей: изменились среда обитания и социокультурные требования к ребенку.

«Сегодняшних детей сложно в чем-то убедить, заставить их подчиниться невозможно. Современные дети много знают, при этом все подвергают сомнению, они свободнее мыслят, им не стоит давить на жалость, требовать благодарности. Если ваши мысли неубедительны для них, то вы проиграли», – сказал профессор.

Он сообщил, что в РГПУ им А. И. Герцена регулярно проходят международные конференции, посвященные вопросам развития ребенка в современном мире. Специалисты отмечают, что обращение к субкультуре детства связано с педагогической проблематикой самоопределения личности. Для современных детей не работает привычное навязывание штампов «делай как я», «я сказал(а)», «делай как все». По словам Романова, современных детей можно назвать поколением «зачемучек», которые озадачены самым глубоким философским вопросом: «Зачем?»

«Надо воспитывать силу воли? Ценить положительные качества? А зачем?.. Воспитание в духе “будь лучше других” ведет к превосходству, воспитание в духе “будь лучше себя” – к самолюбованию. Решение для родителей и педагогов может быть таким: давай вместе поищем и переберем варианты. Опираться следует на мягкие навыки – креативность и умение работать в команде», – рассказал спикер.

Каналами успешной детской субкультуры должны стать гармония отношений между домом, семьей, родом, коллективом и др., а диалог субкультур связан с такими понятиями, как «совесть», «род» и «дело», пояснил К. Романов.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена Марина Полякова рассказала о поддержке успешности ребенка в условиях образовательной среды. Так, с одной стороны, успешность – это оценка ребенка другими людьми, с другой стороны – успешность как ощущение самого ребенка. Эксперт подчеркнула, что более половины российских дошколят ощущают себя успешными, с удовольствием ходят в детский сад. При этом характерная черта современных детей – любовь к свободе и отрицание ограничений. В связи с этим изменений требует и образовательный процесс, подчеркнула она.

Специалисты продолжили работу на тематических секциях: «Профессионализм педагога – залог успеха каждого дошкольника», «Психолого-педагогическое сопровождение успешного ребенка в условиях ФГОС ДО», «Консультационный центр в ДОО – средство информационно-просветительской и психолого-педагогической поддержки родителей дошкольников», «Современное дошкольное образование: потенциал цифровых технологий».

В рамках конференции «Детский сад будущего» состоялись также мастер-классы для воспитателей детских садов.

Все новости

Как воспитать цифрового аборигена: педагоги оценили перспективы работы с детьми

Участники IX Межрегиональной научно-практической конференции «Детский сад будущего: ориентир на успех будущего ребенка» обсудили методологию и методику современного дошкольного образования с учетом особенностей современных детей. Мероприятие, организованное Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования, прошло в «Экспофоруме» 28 марта в рамках XVIII Международной выставки товаров и услуг для детей и семей «Планета детства».

Конференция была приурочена к 155-летию Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПб АППО) и методической службы в системе образования России и собрала педагогов из Санкт-Петербурга, Ленинградской области, других регионов России и стран зарубежья.

Доктор педагогических наук, профессор, первый проректор СПб АППО Александр Горшков отметил, что конференция ежегодно вызывает большой интерес, связана с вопросами модернизации системы дошкольного образования и включена в программу Санкт-Петербургского международного образовательного форума.

«Перед системой дошкольного образования стоят новые задачи, они включены в национальные проекты “Образование” и “Демография”. В России будет меняться порядок аттестации воспитателей детских садов. В ближайшее время введут федеральный порядок аттестации руководителей детских садов. В ваших интересах – пройти аттестацию на соответствие должности руководителя по петербургскому порядку, а мы в этом вам поможем», – отметил он.

О современном дошкольном образовании в контексте традиций Санкт-Петербурга рассказала доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного образования СПб АППО Мария Крулехт. Она напомнила: именно в северной столице был создан Воспитательный дом, а в 1863 году открылся первый в Российской империи детский сад. Петербуржцы всегда проявляли большой интерес к дошкольному образованию: здесь появились Санкт-Петербургское Фребелевское общество, объединившее деятелей дошкольного воспитания, и Фребелевские курсы по подготовке детских «садовниц». В 1913 году в городе на Неве появился детский сад по системе Марии Монтессори, а в 1918-м был создан Педагогический институт дошкольного образования (ПИДО) – первый в стране вуз по подготовке дошкольных работников.

«В традициях российского дошкольного образования – искренняя забота о благе ребенка, поэтому цена сомнительных инноваций высока. Сегодня главной проблемой дошкольного образования является его качество. А это и соответствие образовательным стандартам, и удовлетворение потребностей потребителя (родителя)», – отметила эксперт. По ее мнению, в каждом учреждении должна быть создана своя педагогическая система, в рамках которой не ребенок адаптируется к детскому саду, а заведение меняется в соответствии с потребностями воспитанника.

«Дошкольник XXI века – это цифровой абориген. У нас происходит цифровизация дошкольного образования, появилась новая философия взаимодействия с родителями, где признается приоритет семейного воспитания и ответственности. Образовательное пространство одновременно расширяется и сужается, зачастую происходит деформация детско-родительских отношений. Кроме того, нам нужно учиться взаимодействовать с теми, кто выбрал семейную форму дошкольного воспитания», – рассказала М. Крулехт. По ее словам, качественное дошкольное образование – это самая эффективная инвестиция в будущее человека.

Доктор философских наук, профессор кафедры философии образования СПб АППО Константин Романов выступил с докладом «Субкультура детства в ракурсе философии успеха». Эксперт отметил, что в жизнь выходит поколение других детей: изменились среда обитания и социокультурные требования к ребенку.

«Сегодняшних детей сложно в чем-то убедить, заставить их подчиниться невозможно. Современные дети много знают, при этом все подвергают сомнению, они свободнее мыслят, им не стоит давить на жалость, требовать благодарности. Если ваши мысли неубедительны для них, то вы проиграли», – сказал профессор.

Он сообщил, что в РГПУ им А. И. Герцена регулярно проходят международные конференции, посвященные вопросам развития ребенка в современном мире. Специалисты отмечают, что обращение к субкультуре детства связано с педагогической проблематикой самоопределения личности. Для современных детей не работает привычное навязывание штампов «делай как я», «я сказал(а)», «делай как все». По словам Романова, современных детей можно назвать поколением «зачемучек», которые озадачены самым глубоким философским вопросом: «Зачем?»

«Надо воспитывать силу воли? Ценить положительные качества? А зачем?.. Воспитание в духе “будь лучше других” ведет к превосходству, воспитание в духе “будь лучше себя” – к самолюбованию. Решение для родителей и педагогов может быть таким: давай вместе поищем и переберем варианты. Опираться следует на мягкие навыки – креативность и умение работать в команде», – рассказал спикер.

Каналами успешной детской субкультуры должны стать гармония отношений между домом, семьей, родом, коллективом и др., а диалог субкультур связан с такими понятиями, как «совесть», «род» и «дело», пояснил К. Романов.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена Марина Полякова рассказала о поддержке успешности ребенка в условиях образовательной среды. Так, с одной стороны, успешность – это оценка ребенка другими людьми, с другой стороны – успешность как ощущение самого ребенка. Эксперт подчеркнула, что более половины российских дошколят ощущают себя успешными, с удовольствием ходят в детский сад. При этом характерная черта современных детей – любовь к свободе и отрицание ограничений. В связи с этим изменений требует и образовательный процесс, подчеркнула она.

Специалисты продолжили работу на тематических секциях: «Профессионализм педагога – залог успеха каждого дошкольника», «Психолого-педагогическое сопровождение успешного ребенка в условиях ФГОС ДО», «Консультационный центр в ДОО – средство информационно-просветительской и психолого-педагогической поддержки родителей дошкольников», «Современное дошкольное образование: потенциал цифровых технологий».

В рамках конференции «Детский сад будущего» состоялись также мастер-классы для воспитателей детских садов.

Все новости