Главное – не навредить

В рамках XI Всероссийской иппотерапевтической конференции «Реабилитация с помощью лошади в системе АФК», которая сейчас проходит в Экспофоруме, как часть деловой программы выставки «Иппосфера», состоялся матер-класс «Основные ошибки инструктора в классической иппотерапии». На него пришли врачи, эксперты и заинтересованные родители.

На большом манеже эксперты Национальной федерации иппотерапии и адаптивного конного спорта разобрали особенности использования лошади при лечении детей с ДЦП. Иппотерапия (верховая езда) в реабилитации детей с ДЦП занимает особое место. Она сегодня считается наиболее перспективным методом лечения, в результате которого дети с ДЦП в буквальном смысле встают на ноги. Многофункциональный метод реабилитации используется не только в качестве одной из разновидностей лечебной физкультуры, но и как метод психологической коррекции. «Но, к сожалению, ряд специалистов допускают ошибки при работе с лошадью и ребенком, которые обусловлены нехваткой знаний по анатомии и физиологии человека, педагогике и психологии особенных детей. И это ведет к отрицательному оздоровительному эффекту у всадников», – говорит вице-президент НФ ИАКС Юлия Слепченко. Поэтому на мастер-классе в рамках «Иппосферы» эксперты разбирали основные моменты: чего нельзя делать в иппотерапии и РВЕ.

Как говорит Юлия Слепченко первая и основная часть – это погрешности при посадке, спешивании и перемены положений на лошади детей с ДЦП: «Самая главная ошибка – посадить ребенка в неправильную позицию, потому что она закрепляет неанатомическую позицию. В зависимости от клинической картины нужно искать подходящие позы для начала реабилитации. Правильным должно быть и поднятие в обратное положение: строго в возвратном порядке». По словам специалистов, реабилитолог должен попытаться создать перехлест, который возникает в период ползанья, тогда у всадника создается правильная рефлексная позиция, начинается работа с большой и малой грудной мышцей, а в дальнейшем это дает ребенку поднимать голову.

Не менее важна осознанная работа с лабиринтным тоническим рефлексом. Иногда откат в терапии принимают за прогресс. «Родители часто радуются, когда ребенок «едет верхом». А на деле – мы вытаскивали его из тонического рефлекса, а при неправильной посадке он поехал именно из-за того, что рефлекс вернулся», – говорит Юля Слепченко.

Президент Национальной федерации иппотерапии и адаптивного конного спорта Александр Денисенков рассказал об общих принципах реабилитации: «Необходимо формировать рефлексы от головы к копчику так, как это происходит у обычного ребенка. Например, рефлекс Ландау – ключевой элемент постепенного становления вертикального положения тела ребенка и подготовки его к прямохождению – в норме он исчезает к шести месяцам. У наших подопечных мы его вызываем сознательно, чтобы пройти путь формирования установочной шейной реакции».

Типичная ошибка при иппотерапии – нахождение ребенка и инструктора вне зоны баланса, при таком положении успехов в реабилитации добиться невозможно. Практикуется и посадка мамы на лошадь в качестве инструктора. «Этого делать нельзя, если мама не специалист в иппотерапии, она не скоординирована на лошади, будет зажимать и себя и лошадь, и в лучшем случае результатов не будет, в худшем – могут быть травмы. Инструктор должен быть опытным, уметь балансировать себя и любую лошадь», – отмечает Юлия Слепченко.

Одна из поз – посадка инструктора на лошади задом-наперед также спорна с точки зрения безопасности и эффективности. «Даже опытный инструктор в таком положении при движении лошади может не удержать равновесие и баланс, что чревато серьезными травмами. Более того, все упражнения, доступные в таком положении, можно делать на гимнастическом мяче, там их и нужно делать»,– говорит Александр Денисенков. 

В последний день выставки иппотерапевты продолжат консультировать родителей и специалистов.

Все новости

Главное – не навредить

В рамках XI Всероссийской иппотерапевтической конференции «Реабилитация с помощью лошади в системе АФК», которая сейчас проходит в Экспофоруме, как часть деловой программы выставки «Иппосфера», состоялся матер-класс «Основные ошибки инструктора в классической иппотерапии». На него пришли врачи, эксперты и заинтересованные родители.

На большом манеже эксперты Национальной федерации иппотерапии и адаптивного конного спорта разобрали особенности использования лошади при лечении детей с ДЦП. Иппотерапия (верховая езда) в реабилитации детей с ДЦП занимает особое место. Она сегодня считается наиболее перспективным методом лечения, в результате которого дети с ДЦП в буквальном смысле встают на ноги. Многофункциональный метод реабилитации используется не только в качестве одной из разновидностей лечебной физкультуры, но и как метод психологической коррекции. «Но, к сожалению, ряд специалистов допускают ошибки при работе с лошадью и ребенком, которые обусловлены нехваткой знаний по анатомии и физиологии человека, педагогике и психологии особенных детей. И это ведет к отрицательному оздоровительному эффекту у всадников», – говорит вице-президент НФ ИАКС Юлия Слепченко. Поэтому на мастер-классе в рамках «Иппосферы» эксперты разбирали основные моменты: чего нельзя делать в иппотерапии и РВЕ.

Как говорит Юлия Слепченко первая и основная часть – это погрешности при посадке, спешивании и перемены положений на лошади детей с ДЦП: «Самая главная ошибка – посадить ребенка в неправильную позицию, потому что она закрепляет неанатомическую позицию. В зависимости от клинической картины нужно искать подходящие позы для начала реабилитации. Правильным должно быть и поднятие в обратное положение: строго в возвратном порядке». По словам специалистов, реабилитолог должен попытаться создать перехлест, который возникает в период ползанья, тогда у всадника создается правильная рефлексная позиция, начинается работа с большой и малой грудной мышцей, а в дальнейшем это дает ребенку поднимать голову.

Не менее важна осознанная работа с лабиринтным тоническим рефлексом. Иногда откат в терапии принимают за прогресс. «Родители часто радуются, когда ребенок «едет верхом». А на деле – мы вытаскивали его из тонического рефлекса, а при неправильной посадке он поехал именно из-за того, что рефлекс вернулся», – говорит Юля Слепченко.

Президент Национальной федерации иппотерапии и адаптивного конного спорта Александр Денисенков рассказал об общих принципах реабилитации: «Необходимо формировать рефлексы от головы к копчику так, как это происходит у обычного ребенка. Например, рефлекс Ландау – ключевой элемент постепенного становления вертикального положения тела ребенка и подготовки его к прямохождению – в норме он исчезает к шести месяцам. У наших подопечных мы его вызываем сознательно, чтобы пройти путь формирования установочной шейной реакции».

Типичная ошибка при иппотерапии – нахождение ребенка и инструктора вне зоны баланса, при таком положении успехов в реабилитации добиться невозможно. Практикуется и посадка мамы на лошадь в качестве инструктора. «Этого делать нельзя, если мама не специалист в иппотерапии, она не скоординирована на лошади, будет зажимать и себя и лошадь, и в лучшем случае результатов не будет, в худшем – могут быть травмы. Инструктор должен быть опытным, уметь балансировать себя и любую лошадь», – отмечает Юлия Слепченко.

Одна из поз – посадка инструктора на лошади задом-наперед также спорна с точки зрения безопасности и эффективности. «Даже опытный инструктор в таком положении при движении лошади может не удержать равновесие и баланс, что чревато серьезными травмами. Более того, все упражнения, доступные в таком положении, можно делать на гимнастическом мяче, там их и нужно делать»,– говорит Александр Денисенков. 

В последний день выставки иппотерапевты продолжат консультировать родителей и специалистов.

Все новости